Создают новый мир меньше, чем за месяц, или накрывают аппетитный стол из поролона, или увеличивают человека на три-четыре размера за минуту. Это лишь выборочное описание рабочих будней художников-постановщиков, модельеров и костюмеров театра драмы «Вариант». «Не работа, сказка!» – определяют вариантовцы. А что? Ведь не поспоришь!
ЗА ТЫСЯЧЕЙ ОБРАЗОВ, ПОД ВОРОХОМ СЛОЕВ
Создают новый мир меньше, чем за месяц, или накрывают аппетитный стол из поролона, или увеличивают человека на три-четыре размера за минуту. Это лишь выборочное описание рабочих будней художников-постановщиков, модельеров и костюмеров театра драмы «Вариант». «Не работа, сказка!» – определяют вариантовцы. А что? Ведь не поспоришь!
Прогулка по эпохам
С идеи, с эскиза, и только потом с вешалки начинается работа над каждым спектаклем в театре драмы «Вариант». От декораций до костюмов – над всем работают сообща, рассказывает Людмила Штебнер, художник-постановщик театра драмы «Вариант».
– Мы совмещаем несколько профессий сразу: постановщик, декоратор, бутафор, создатель костюма. Мы же определяем и художественную концепцию спектакля – на пустой сцене создаем иллюзию любой бытовой сцены, сказки, волшебства, да чего угодно. Все это, конечно, не без помощи художника по свету. Нам помогают коллеги из декорационного цеха: изготавливают по нашим эскизам разные предметы. Например, вот эта шкатулочка…
Людмила Освальдовна крутит в руках довольно внушительный черный деревянный ящик. Что там? Секрет? Действительно.
– Да, она с секретами, там прячут колоду карт из «Игроков» по Гоголю, у которой даже есть свое имя – Аделаида Ивановна, – открывает Людмила Штебнер один за одним маленькие ящички. – Сейчас это, можно сказать, полуфабрикат, заготовка, декорирование шкатулки еще предстоит закончить.
Что до натуральности реквизита, тут все зависит от спектакля. Иногда «ненастоящесть» должна выглядеть таковой совершенно нарочито, а порой для эффекта, который задумал режиссер, требуется абсолютный реализм. К примеру, в «Золотом ключике» была задача добиться максимальной приближенности к итальянским реалиям XVII века в стиле дель арте. Курица и рыба из таверны – натуральный… поролон, только искусно выкрашенный. Полено, которому предстоит стать Буратино – тоже.
Людмила Освальдовна рассказывает, что вместе с основами рисунка знания по истории и истории искусства – основные для художника-постановщика. Разумеется, всего упомнить невозможно. Книги по истории костюма и искусства, приобретенные Людмилой Освальдовной еще в студенчестве, располагаются по соседству с ее рабочим местом. Прически, платья, туфли, веера, виды кружев, предметы мебели – все должно соответствовать духу определенного времени. В театре знают наверняка: предметам, от которых явно сквозит современностью, зритель, как и Станиславский, может не поверить.
– Кроме того, что реквизит должен соответствовать эпохе, он должен быть легким, не царапать, не оставлять занозы. Используется специальная краска, чтобы не испортить костюмы. Актеру должно быть комфортно в работе. И хорошо сделанный реквизит помогает ему лучше вжиться в роль, поверить в ситуацию, – рассказывает Людмила Штебнер.
Более тысячи
Без чего в роль невозможно вжиться точно, так это без костюма. Как правило, все наряды отшиваются с нуля. Однако швея в театре – совсем не та, что в ателье. Последняя может воспользоваться готовыми лекалами. Театральные модельеры трудятся над образами на грани инженерии. После получения эскизов от художников-постановщиков начинается разработка конструкции костюма. Технология пошива должна быть таковой, чтобы конечный результат совпадал с эскизом. Лишь тогда цикл «набросок-результат» можно считать завершенным и удавшимся.
По приблизительным подсчетам Ольги Поторочиной, художника-постановщика и заведующей костюмерной, в театре драмы «Вариант» костюмов более тысячи. Поднимаешь голову, а перед тобой на вешалке – целая жизнь придворных дам, джентльменов, рабочих, фантастических героев – кого угодно. Среди костюмов старожилы – наряды для «Айболита» и «Золушки». Им порядка 30 лет, без реставрации, конечно, не обошлось. И как же тут устроен порядок? Ольга объясняет:
– У каждого артиста – своя ячейка, там и висят его костюмы для всех спектаклей. Раньше их распределяли по постановкам, но первый вариант удобнее, так как актер, к примеру, сам забирая свой костюм, точно сможет его найти и не запутается.
Хранить сложносочиненные конструкции костюмов в чистоте и порядке – тоже задача костюмера. Вопреки опасениям, объемные наряды стирать несложно. Многослойные наряды императриц и пажей легко раскладываются на воротнички, манжеты, юбки, корсеты и так далее.
– Все продумано заранее, – подтверждает Ольга Поторочина.
Наперед предусмотрено и другое: рвать сценические рукава и кафтаны – безопасно. Костюм трансформируется по плану – детали просто приметываются.
Где обувь и петельки?
То, что случается в театре, напротив, вне плана, рождает не столько неудобства, сколько курьезные ситуации, которые художники и модельеры потом вспоминают с улыбкой.
– Как-то нам нужно было очень быстро дошить герою жилетку. Да еще и актеру нужно было в нее быстро переодеться во время спектакля, потому что он менял образ, играл две роли. И вот, когда он переоблачился в другой костюм, оставалось застегнуть жилетку, оказалось… мы забыли прорезать петельки! Доделывали на месте, – рассказывает Татьяна Целовальникова, художник-модельер театра драмы «Вариант». – А артисты – люди творческие, началась паника: и петельки вроде прошиты, и пуговки, а он бегает и кричит: «Не застегивается жилетка, что такое?!»
Вместе с тем Ольга Поторочина вспомнила еще одну забавную историю, где в главной роли была уже актриса.
– Во время спектакля одна из артисток практически оставила на сцене обувь. В процессе игры туфли легко слетели с ног. Но это удалось скрыть. Удаляясь со сцены, актриса доигрывала мизансцену и потихоньку подпинывала обувь к кулисам. Благо, пышная длинная юбка позволила сделать это незаметно.
Что ж, настоящий профессионал виду не подает.
Обстановка накаляется?
Держаться в образе нужно и когда… попросту жарко. Художники-постановщики и модельеры рассказывают, что, вероятнее всего, во время выступления артисты теряют в весе. Самые очевидные «горячие» костюмы в сундуке «Варианта» – меха из «Сказаний о земле Уральской», но если с ними все предельно очевидно, что можно сказать об остальных нарядах?
Одни как торт «Наполеон»: исподнее, рубашка, жилетка, сюртук, парики, массивные шляпы. Другие – «утяжеляющие».
– Есть спектакли, где образы требуют «толщинок». Герои «Семейки Свиндсон», например – там складочки, или же Карабас Барабас из «Золотого ключика», у него накладной живот. Оптимальный вариант в этом случае – синтепон, – поясняет Людмила Штебнер.
Татьяна Целовальникова добавляет:
– Многие используемые ткани – в основном, синтетические, хотя нижний слой костюма, который прилегает к телу, мы стараемся делать из натуральной хлопчатой ткани. Дело в том, что, к примеру, синтетический бархат со сцены смотрится лучше, выигрышнее, хотя может и проигрывать по определенным свойствам натуральному.
Но не стоит думать, что в театре пустует место «натуральных» нарядов. Эту ситуацию охотно исправляют сами первоуральцы. При подготовке спектакля «Золотой ключик» театр «Вариант» кинул клич в народ: нужны старые шторы и скатерти, плюш. Горожане откликнулись. Практика такая, кстати, периодически повторяется. Так в театре оказываются, скажем, старая военная форма, фуражки, погоны и эффектные суконные шинели.
Мария Злобина