Родительский дом
ЗЕМНОЙ КОСМОС ГАЛИНЫ МЕДВЕДЕВОЙ
У Галины Ивановны Медведевой есть своя вселенная. В ней живут богатырь-космонавт Юрий Гагарин, ученый муж Михайло Ломоносов и, конечно, разная живность. И рождены они из самого что ни на есть привычного и древнего, как сама земля, материала – глины. Причем добываемой в окрестностях старинного уральского поселка Билимбай, откуда родом мастер и где она живет со своей семьей.
Родительский дом
Медведевы живут в доме, который Галине Ивановне достался в наследство от родителей, и он сохранился почти в исходном виде. Найти его относительно легко – по указателю «Козье молоко». Дело в том, что муж Галины Ивановны Николай Васильевич занимается разведением коз, это вообще отдельная тема, как летчик гражданской авиации, выйдя на заслуженный отдых, переквалифицировался в сыровара и животновода. Глава семьи, как положено, предпочитает в доме все делать сам. Недавно модифицировал русскую печь, укоротив шесток и убрав ту часть, где было принято спать. Даже почти вся техника ручной сборки, за исключением недавнего приобретения – одного-единственного трактора, что сейчас стоит у дверей, укрытый одеялом.
Своими же силами Медведевы надстраивают второй этаж, чтобы в нем вольготно было всем – и внукам, и их маме, младшей дочке Марине, и старшему поколению. И, скажем по секрету, чтобы сбылась заветная мечта керамиста: Галина Ивановна ждет не дождется, когда у нее появится своя мастерская, просторная, как и положено. Пока же апартаментами ей служит небольшая, но очень уютная комнатка. С порога видишь иконы на стенах, дорогие сердцу памятки, у окошка – стол, закрытый газетой, на нем – тюбики с краской. Хозяйка приглашает заглянуть в ее святая святых. Двери сюда почти не закрываются, как-никак трое внуков, и для них здесь много любопытного. Дему, Севу и Анфису пускают, даже когда бабушка занимается росписью своих поделок. Это самая тонкая, даже душевная часть работы, когда заготовка вдруг оживает. Мастер не любит, когда за ее творчеством наблюдают посторонние.
К счастью, мы пришли в гости, когда очередные персонажи уже обрели свое лицо. На что обращаешь внимание сразу? Люди, близкие к искусству, сразу подметят, что комната сделана в единой цветовой гамме – светло-синей.
– Это цвет Богородицы, – подсказывает хозяйка, улыбаясь, что встретила родственную душу.
Обретение веры, заметим, тема для Галины Ивановны непростая, она – человек верующий, и к православию пришла не сразу.
Корзинка сыночков
В жизни мастера вообще легких дорог практически нет, было много поисков. Может, поэтому и ее творения такие получаются живые? Например, как эти герои, которых в тот выходной день ждала командировка в Екатеринбург.
– Меня попросила искусствовед Светлана Валерьевна Долганова сделать для выставки игрушки-копилки. Я их никогда не лепила, вообще считаю, что копилки не очень-то нужны сейчас, это раньше копеечки можно было откладывать, а сейчас все на карточках храним, – делится собеседница, критично разглядывая, что же получилось. – Поскольку наступает Год свиньи и копилки обычно в виде поросюшек бывают, решила хавронью сделать – с дочкой и с корзинкой сыночков, еще всадника.
У дочки на шее «ожерелье», между прочим, эти бараночки весьма натуральные, так и просятся на зубок. И не только у нас. Бабушка улыбается: сдоба соблазнила и внука. Нет, не есть, конечно, это же внук керамиста, но поизучать – милое дело…Короче, Галине Ивановне эту россыпь пришлось делать по второму кругу. А мелкая работа – это же тот труд… Но от замысла мастер не отступила. Хочется спросить: а вообще по заказу или на поток часто приходится работать? В конце концов, пусть не прибыль, но доход-то должен быть.
– Продавать пробовала, но сейчас этим не занимаюсь, переключилась на создание сложных выставочных коллекций. Муж, бывает, ворчит, что мои игрушки денег не приносят. Сами видите, выбор какой сейчас, дешевое найти проще простого. А ручная работа копейки стоить не может. Бывает, обращаются, когда хотят оригинальный подарок сделать. Как-то для начальника милиции заказали фигурку. Он любит поохотиться, поэтому я сделала такого охотника, с ружьем и с медведем в обнимку – не могу убитых животных делать. Заказчику понравилось! – говорит собеседница.
Уральская…авторская
Скептики, услышав Галину Ивановну, сразу бы поддержали ее мужа. Мол, к чему вообще такое увлечение? Да только глину для поделок находит Николай Васильевич (он как-то и уточек слепил), и первое, что он подарил Галине на день рождения, когда они только встречались, это этюдник. Сделанный собственноручно. Хранится бережно и ждет того часа, когда у хозяйки будет своя мастерская. И именно Николай Васильевич подсказал мастеру, что пышные юбки у барынь можно делать в оборочку, мол, что они все колоколом?
Это первое. Второе, глиняная игрушка – не просто хобби, иначе бы работы мастерицы не выставлялись в музеях. Все «живые» медведи и копилки есть не что иное, как поиск своей линии в керамике. Выражаясь научно, Галина Ивановна Медведева занимается глиняной уральской миниатюрой.
– По образованию я – архитектор, и не предполагала, что буду заниматься игрушкой. После школы поступала в художественное училище имени Шадра, но не взяли. Поэтому и пошла в архитектурный. Помню, нас в институте знакомили с традиционными промыслами, я увидела дымковскую игрушку и подумала, как все просто, каждый сумеет. Я потом эти слова не раз вспоминала. Все началось с того, что мужа направили к месту службы – в Киров, и я поехала с ним, получила распределение в проектный институт. Нас повели в мастерскую дымковской игрушки. Когда я увидела этих лошадок, всадников, то сразу в них влюбилась. Они такие, даже слова подобрать трудно, настоящие, – поясняет мастер.
Тогда как раз шел набор в ученики, и Галина Ивановна решила, что такой шанс нельзя упускать. Это стало точкой невозврата, как говорят летчики. Простая игрушка оказалась с секретами, раскрывать которые ученице мастера не хотели. Первая лошадка никак не хотела стоять на ногах. До всего приходилось доходить самой. Все работы представлялись на суд художественного совета, из критики становилось ясно, что фиолетовый цвет в дымковской игрушке недопустим, лица не прорисовываются, ручки и ноги – тоже условны. Что там, наставница разрешила расписывать кукольный платок «только после ее смерти». Тонкостей у промысла с вековой историей – масса. В этой неизменности есть своя сила. Восемь лет ушло у билимбаевской мастерицы, чтобы породниться с дымковской игрушкой.
– Когда мы вернулись на Урал, то я набрала в Свердловске группу учениц. Мне хватило месяца, чтобы рассказать, как слепить игрушку, полностью соответствующую всем канонам. Ме-ся-ца, – качает головой Галина Ивановна, подчеркивая свое удивление красивым жестом ладони, у нее вообще очень говорящие руки.
Но, может, поэтому мастер и стала Мастером, что до всего доходила сама, как Данила-мастер из сказов Бажова? Кто знает? По крайней мере, подметила собеседница, все ее ученицы в ходе обучения исправно копировали стиль Галины Медведевой. А копия, даже хорошая, это все же не авторский почерк. В каком-то роде с той же проблемой столкнулась и сама Галина Ивановна. На Урале – и дымковская игрушка? А не лучше ли создать свое? Этот «госзаказ» художник получила от местных искусствоведов. Вот так вновь начались непростые творческие поиски. У миниатюр появились лица, пальчики на ручках. Сусальное золото, еще одну характерную примету «дымки», заменили стразы и многоцветие. «Выйти на орбиту» Галине Ивановне помогло стечение обстоятельств.
Желание Галины Медведевой создать свою школу пришлось на то время, когда Урал в целом и Свердловская область в частности активно взялись развиваться в плане туризма. Это воодушевило и Билимбай. Благо, ему есть что предложить туристам: поселок – с богатейшей историей. Это и бывшая дача известнейших промышленников Строгановых, и родина первого самолета с реактивным двигателем БИ-1. Идея школы, что называется, пришлась ко двору. Ее поддержали общественники, они же открыли так называемый дом народной культуры, где разместились музейные экспозиции, представляющие историю поселка. ДНК является туристическо-информационным центром.
Гагарин – это русский богатырь
В доме разместилась и школа керамики. На видном месте стоят два шкафа с экспонатами Галины Медведевой, где живут исторические персонажи.Да, знакомые со школы Юрий Гагарин, Сергей Королев, Михайло Ломоносов… Но не портретные копии, а живое воплощение людей, оказавшихся двигателями страны в различных областях! Сделать фигуры космических первопроходцев стало соцзаказом фонда. Именно Юрий Гагарин сказал, что с БИ-1, да, того самого, что создавался в военные годы в КБ, эвакуированном в Билимбай, начиналась дорога в космос.
– Я много читала о нашем первом космонавте, это же наш, русский человек, богатырь. Поэтому он в скафандре и в алом плаще, такой же у Александра Невского был. Не все задумку поняли, спрашивают и удивляются. Мне он стал близким, Юрий Гагарин. Вот, на мой взгляд, Сергей Павлович получился не очень. Наверное, из-за того, что мало времени уделила его изучению. Не получилось его «полюбить», – улыбнулась мастер.
Отдельное место в экспозиции занимает царская семья последнего самодержца Николая II. Все фигурки – в символическом белом одеянии. Это тоже часть нашей истории… Но вот насколько близки и понятны поиски Смысла и Творчества современному поколению? Подмечена интересная деталь. Когда дети занимаются с Галиной Ивановной, им почему-то становится интересно лепить барки, наподобие тех, на которых доставлялось уральское железо. Живность настоящую, а не из современных мультиков. Богатырей, а не Человека-Паука. Значит, в этих игрушках и в самом деле есть код, напоминающий нам об истоках, о том, что у нас история. Ее знать надо – не для школы, для того, чтобы быть Человеком.
…У Галины Ивановны порой мелькает мысль, что вот сейчас сделает заказ для выставки или музея – и все, хватит. Но из «космоса» разве можно уйти?
Наталья Подбуртная