«Нужно быть слепым, чтобы не видеть и не принимать изменений», – таким мнением, говоря о развитии города в последние годы, поделился Владимир Валькер, Почетный гражданин Первоуральска, член Общественной палаты Свердловской области, председатель рабочей группы по взаимодействию с субъектами общественного контроля в Западном управленческом округе.
Рос на моих глазах
Когда в Первоуральске говорят «физика», то имеют в виду Валькера. Когда говорят «Валькер» – имеют в виду физику. Наверное, и сам Владимир Эрнстович сбился бы со счета, попытавшись ответить на вопрос, скольких детей он выучил и выпустил.
– Неправда, я всех помню, – говорит Владимир Валькер. С Владимиром Эрнстовичем мы идем по проспекту Ильича, говорим об «Уральском трубнике» (он является членом Наблюдательного совета хоккейного клуба), учениках и его жизни за городом.
– Я в Первоуральске теперь бываю реже, поэтому сохраняю свежесть взгляда по приезде. Мне нравятся тенденции – вектор на современные, эргономичные пространства, какой-то узнаваемый, фирменный стиль, но контроль за качеством выполняемых работ я бы попросил Игоря усилить. Видите? – Валькер указывает носком ботинка на выпирающий край тротуарной плитки.
– Игоря? У вас и в стройконтроле ваши бывшие ученики?
– Можно и так сказать, – смеется Владимир Эрнстович. – Я знаю главу Первоуральска немного лучше, чем большинство жителей нашего города. Попробую объяснить, почему. Игорь Кабец десять лет проучился в нашей 32-й школе. С его мамой, Риной Александровной, мы работали там не один десяток лет. Она учила моих детей рисованию и черчению, я ее детей – физике. Так что Игорь рос на моих глазах. Поэтому и спрос у меня с него выше, чем у остальных.
– Некоторые критикуют реконструкцию площади и проспекта, мол, неудобно, некрасиво…
– Скорее, непривычно. Это нормально – человек должен пройти стадию принятия, ведь новое – это не просто новое. Это уход понятной, знакомой части жизни. Консервативность, кстати, очень характерна для первоуральцев. Правильно говорится: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Моя дочь много лет прожила в Москве. Приезжая в отпуск и наблюдая, какие изменения произошли и происходят у нас за эти годы, она решила вернуться на родину. Считает, что за последние несколько лет Первоуральск заметно преобразился. Он становится удобным и интересным городом, современным и стильным и, что особенно важно, привлекательным для молодежи. Из города уже не хочется уезжать как из территории, далекой от прогресса. А такая тенденция была у львиной доли моих выпускников – искать лучшей жизни и самореализации за пределами Первоуральска.
– Что вы подразумеваете под «современным»?
– Давайте пройдемся по изменениям последних десяти лет: реконструируются дороги и перекрестки, появляются новые современные светофоры и пешеходные зоны. Воркауты, например, перестали быть фишкой закрытых жилых комплексов – теперь это часть общественного пространства. Я люблю гулять по набережной: мне нравится композиция этой части города, Инновационный культурный центр. Нужно быть слепым, чтобы не видеть изменений или отрицать их.
– Гордились, наверное, когда узнали, что ваш ученик стал мэром?
– Я вообще переживаю за своих учеников, присматриваю, так сказать, за их жизнью. Игорь окончил техникум, потом уже институт, пришел на завод рабочим, прошел все ступени до начальника цеха. Не скрою, я удивился, когда узнал, что Игорь стал преемником Алексея Ивановича Дронова. Почему? Там и планка задана была высокая, и начинаний масса, которые требовали продолжения. Причем не абы как, а так же – масштабно, динамично. Город у нас хоть и небольшой, но с большими проблемами – я волновался, выдержит ли он такую нагрузку, тем более без явной поддержки общественности. У нас же как в Первоуральске принято: высказывают отрицательное отношение, критиканство с развитием соцсетей стало мэйнстримом, а вот с поддержкой и похвалой – туго.
Мел, доска и хорошо отжатая тряпка
– Принято считать, что образование в малых городах – это про формальный подход, постоянный недостаток педагогов, бедное оснащение школ. Согласны?
Владимир Валькер остановился, пристально посмотрел внезапно потемневшими глазами и довольно жестко ответил:
– Вы понимаете, на какую мозоль сейчас наступили? Я могу говорить о проблемах образования часами. Мое активное учительство пришлось на вторую половину XX века, когда из технических средств обучения были проектор, магнитофон и киноаппарат. А главными средствами обучения – мел, доска и хорошо отжатая тряпка. Сейчас условия для обучения идеальные, но соглашусь, с учительскими кадрами беда. Не хватает предметников. А в последнее время проблема коснулась и учителей начальной школы. Приведу конкретный пример. В школе №7 24 начальных класса, а учителей – только пятнадцать. Поэтому большинство педагогов работает в двух классах и в две смены. Но они же «выгорают», подрывая свое здоровье. И это проблема российского масштаба. Городские власти создают в школах все условия для творчества учителю, а работать в этих условиях некому.
– Под «всеми условиями» подразумеваете ремонты?
– Ремонты – это то, что заметно обывателю. C
2015 года в городе реализуется программа капремонтов образовательных организаций. Данная программа появилась благодаря Алексею Дронову. Можно похвалить? Не вырежете? Он является ее автором и идейным вдохновителем. Игорь Кабец продолжил реализацию данной программы.
– Справляется ваш ученик с хозяйством?
– Вы мне предлагаете оценку поставить? Нет уж, все оценки я ему еще в школе выставил. Скажу так: эстафетную палочку Игорь не уронил, бежит в хорошем темпе, иногда спотыкается, но работу над ошибками проводит. Это здоровый подход здорового градоначальника. Так что прочитает интервью и пусть знает: учителя смотрят. Внимательно смотрят.
- В настоящее время у 100% зданий школ и 45% детских садов отремонтированы кровли и фасады. Полностью закрыт дефицит мест для дошкольников – сейчас все дети с 3 лет идут в садик.
- Ведется строительство спортивных площадок на территории школ и детских садов. Так, в 2023 году новая спортплощадка появилась в школе N36, а также в детских садах N14 и N47.
- В Первоуральске появился первый автогородок – на территории школы N4, где дети смогут на практике изучать ПДД.
- На сегодняшний день в семи школах (NN1, 2, 3, 9, 21, 28, 32) открыты и введены в работу современные кабинеты технологии для мальчиков, в пяти школах – кабинеты обслуживающего труда для девочек (NN1, 9, 21, 28, 32). Все сельские школы (NN16, 22, 26, 29, 40, 36) оснащены инновационным учебным оборудованием для 3D-моделирования, современными станками с ЧПУ. Для проектирования изделий и конструкций любой сложности купили ноутбуки для учеников и систему трехмерного моделирования КОМПАС-3D. Две школы, NN4 и 15, оснащены оборудованием для изучения робототехники, мехатроники, электроники, инженерной графики, 3D-моделирования и прототипирования.
- В 2022 году в школе N20 созданы новые мастерские для проведения уроков технологии для мальчиков (слесарное дело, столярное дело, универсальная мастерская технологии работы с деревом, металлом и выполнения проектных работ школьников); мастерские для проведения уроков технологии для девочек, что позволит ввести новые курсы внеурочной деятельности: «Моделирование», «Кулинария и выпечка», «Культура домашнего праздника», «Швейное дело».
- В 2022 году администрация выделила средства из местного бюджета на ремонт и оборудование кабинетов в лицее N21 – появился информационно-технологический центр. В IT-центре реализуются такие дополнительные направления, как «Системное администрирование» и «Интернет вещей», которые входят в число перспективных направлений развития детей и позволяют реализовать в школе профильную подготовку учащихся по информационно-технологическому направлению.
- 1 сентября 2022 года открыто второе здание школы N22 на 500 мест, что позволило организовать учебный процесс всех учащихся в одну смену.
- Для обеспечения доступного качественного образования в сельской местности реализуется проект «Точка роста». В настоящее время данные центры открыты уже в 5 сельских школах.
- Проведены капремонты кабинетов естественно-научного центра в школах NN4, 9, в лицее N21.
- В 2020 году после ввода в эксплуатацию ЖК «Оптимист» 22 педагога получили 21 квартиру, двум сотрудникам дошкольных учреждений были предоставлены 2 комнаты в общежитии, 6 педагогов получили 6 квартир на вторичном рынке, из них 5 педагогов – из образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. В 2021 году четырем педагогам предоставлено три квартиры. В 2022 году четыре педагога получили три квартиры.
Надежда Спицина
Фото из личного архива Владимира Валькера