В театре «Вариант» состоялась официальная премьера четвертой главы «Сказаний о земле Уральской» «Оттепель». В эпоху, о которой шла речь в спектакле, зрителей погружали с первых шагов. Их встречали дружинники. На стене – фото студентов-туристов из группы Игоря Дятлова. Звучали песни тех лет – в исполнении актеров. Как же создается эта магия, когда прошлое становится настоящим, а история города вплетается в мировую, рассказал Олег Михайлов. Человек, создавший драматургию проекта – с первой части «Река».
Драматург Олег Михайлов рассказал о своей работе с «Вариантом»
В театре «Вариант» состоялась официальная премьера четвертой главы «Сказаний о земле Уральской» «Оттепель». В эпоху, о которой шла речь в спектакле, зрителей погружали с первых шагов. Их встречали дружинники. На стене – фото студентов-туристов из группы Игоря Дятлова. Звучали песни тех лет – в исполнении актеров. Как же создается эта магия, когда прошлое становится настоящим, а история города вплетается в мировую, рассказал Олег Михайлов. Человек, создавший драматургию проекта – с первой части «Река».
Олег Михайлов родился в Свердловске, в 2009 году переехал в Харьков. Конечно, в России бывает. И вот – отличный повод приехать на Урал. О том, как породнился с первоуральским проектом, реальности и вымысле и почему не нуждается в «литературных рабах», драматург рассказал на пресс-конференции.
Олег Михайлов – российский и украинский драматург, сценарист. Выпускник Екатеринбургского государственного театрального института по специальности «актер драматического театра и кино». Его появление на театральных подмостках как драматурга началось с победы – дебютная пьеса «Пельмени» была удостоена международной премии «Евразия» Николая Коляды. К настоящему моменту в послужном списке Михайлова не меньше десяти наград фестивалей – всероссийских и международных. Пьесы Олега Михайлова ставят не только на российской сцене, но за рубежом – в странах постсоветского пространства и Великобритании, США и Германии. Кстати, в послужной список Олега Михайлова всезнающая Википедия снесла и «Сказания о земле Уральской» театра «Вариант».
– Как так получилось, что вы оказались в проекте?
– Как говорила героиня одной пьесы, это кажется, что далеко, на самом деле близко. Я не утратил общечеловеческие и родственные связи. Так получилось, что совершенно случайно одну из моих пьес поставил Александр Ряписов в Нижнем Новгороде, можно сказать, что он меня сосватал «Варианту». У меня был тогда тяжелый период в жизни – умер отец, и я хотел отказаться от этого проекта, но Юра и Оксана Крыловы сказали: «Попробуйте». Ну, я попробовал. Увидел, что люди увлечены – не просто своим делом, а желанием сделать что-то новое, чего еще не было не только в Первоуральске, но и, как мне кажется, вообще на территории постсоветского пространства. Потому что заниматься непосредственно краеведением в таком масштабе до этого не осмеливался ни один театр. То, что история продолжалась несколько лет, беспрецедентно. Когда мы подошли к «Железу», я подумал, что мне интересно этим заниматься, поскольку каждый раз, когда мне ставят задачу как драматургу, в истории Первоуральска я делаю открытия, которые меня поражают. С «Вариантом» мне интересно работать.
– А что поражает в истории Первоуральска?
– Пересечение человеческих судеб. Количество исторических событий в Первоуральске. Здесь все очень плотно. Зачастую этого не видно на поверхности, но, когда открываешь газетные вырезки, становится понятно, что в принципе в истории XX века не существует такого понятия, как провинция. Да, где-то там вершились великие дела, но в спектакле «Оттепель» вы увидите, каким причудливым образом мировая политика связана непосредственно с Первоуральском. Это было видно и в «Русской колее», и в «Дидинском тоннеле», и в «Железе» непосредственно, когда город, оказывается, влиял на ход истории. И влиял очень сильно. Думаю, так можно сказать о каждом городе, надо только раскопать.
– В городе не утихают споры: насколько историчны «Сказания»? Какова доля вымысла?
– Я не различаю: вот здесь выдумал, а здесь – нет. Иногда получается так, что я интерпретирую какие-то реальные факты, а в конечном итоге оказывается, что так оно и было. Безусловно, в каждом спектакле как автор опираюсь на исторические факты. Гибель группы Дятлова, приезд Никсона в Первоуральск – это все действительно было.
– Вы сами находите факты, или есть люди, которые вам их «откапывают»?
– Нет возможности нанимать себе «литературных рабов». В первых проектах это был энтузиазм Юры Крылова, который откапывал удивительные истории из жизни бореалов. Я смотрел на все со скепсисом. Не верю в глобальные цивилизационные штуки. Но работать с таким материалом было увлекательно. Надо принять это не как сказку, а как возможный вариант развития событий. И тогда, возможно, станет радостнее жить, осознавая себя потомками древней цивилизации, более нравственной.
Олега Михайлова «Оттепель» впечатлила. На своей странице в соцсети Олег оставил отзыв: «Драматургу нужен свой режиссер. А в идеале – театр. И вот на премьере «Оттепели» в театре драмы «Вариант» я понял, что у меня такой театр есть. Я увидел совершенно поразительный спектакль. Светлый, чистый, нежный и пронзительный. И зрители его тоже увидели и приняли. Во втором акте после каждой сцены звучали аплодисменты, были смех и слезы. И тишина, с которой люди следили за происходящим на сцене. Та самая тишина, когда человек боится пошевелиться или скрипнуть креслом, чтобы случайно не пропустить ни единого слова. И особенно приятно, что слова эти написал я».
К слову, в планах «Варианта» – поставить еще одну часть «Сказаний», о чем также было объявлено на пресс-конференции.
Наталья Подбуртая
Фото Андрея Попкова и предоставлено театром «Вариант»