В этом году народному коллективу эстрадной студии «Сцена» исполняется десять лет. Более того, ему предстоит подтвердить звание народного. Экзамен, он же юбилей, пройдет в форме отчетного концерта 30 апреля. Не менее серьезным испытанием станет и очередная постановка к 9 Мая. Эта картина мира первоуральских артистов будет неполной еще без одного кусочка пазла: недавно они сверкнули на московской сцене, завоевав звание лауреатов.
КОГДА ВЕСЬ МИР – ЭТО СЦЕНА
В этом году народному коллективу эстрадной студии «Сцена» исполняется десять лет. Более того, ему предстоит подтвердить звание народного. Экзамен, он же юбилей, пройдет в форме отчетного концерта 30 апреля. Не менее серьезным испытанием станет и очередная постановка к 9 Мая. Эта картина мира первоуральских артистов будет неполной еще без одного кусочка пазла: недавно они сверкнули на московской сцене, завоевав звание лауреатов.
Слезы… выстрел… голос
В гости к «Сцене» мы пришли в воскресенье, в Центр досуга ЦКС. Может, это и выходной, но для творческого коллектива – напряженный рабочий день. Помимо обычной репетиции шел генеральный прогон музыкального спектакля «Герои былых времен». Декорации к постановке – мрачное полотнище, чем-то напоминающее гранит – стали фоном для нашего разговора. В постановке участвуют четыре артиста, в том числе и руководитель студии Наталья Новодворская.
Предстоящее выступление испытанием студийцы считают не только потому, что это – премьера. Сама тема – Великая Отечественная война – уже обязывает. Поэтому слезы в начале работы над материалом это нормальное явление. Даже обязательное – подтверждение того, что ты на сцене будешь искренним. И тогда не смогут сдержать слез уже зрители. Это не красивая фраза. Подтверждаю, что так бывает. Два года назад довелось увидеть спектакль «Дети войны». Так вот, зал волной вздыхал… задерживал дыхание в драматические моменты…. И старшее поколение, и младшее. Вот такое единение. Наталья Владимировна подхватывает, заодно поясняя, о чем была композиция:
– Действие происходит в сорок пятом. В подвале разрушенного дома оказались девчонки, сбежавшие из концлагеря. Но тут слышатся голоса гитлеровцев, которые прочесывают окрестности. Одна из героинь, Рыжая, решает пожертвовать собой, чтобы спасти остальных. И выбирается наверх, чтобы отвлечь врага. Раздается взрыв. И тут одна из бабушек в зале восклицает: «Господи! Да что же такое делается, а?!»
Постановка «Сцены» отличается от привычного спектакля, при том, что оказывает воздействие не меньшее. Длится не полный час. Студийцы ставят пьесу не от и до, как в театре: берется за основу сюжет, в который вплетаются песни, подходящие по настроению. Наталья Новодворская тут же хрустально, вполголоса, напевает строчку, уже из второй постановки прошлого года – «Огонек на ветру»: «Лети, перышко, через полюшко, смахни, полюшко, мое горюшко».
Исполнительницу Наталью Новодворскую порой сравнивают с Аллой Пугачевой – за эмоциональность и умение создавать Историю в каждой песне. А насколько Наталье Владимировне близка формула из хита Примадонны «Судьба, дай счастья мне, а значит, дай покоя!»
– Покой… Разве что в те моменты после концерта, когда выложился – и передышка. Но представить свою жизнь спокойной, когда отработал, условно говоря, с восьми и до четырех, и все – нет, не могу. Мы с Женей… (вторым руководителем студии – авт.) как-то после Москвы сели и переглянулись: как все успели? К конкурсу готовились практически сутками. Спасибо моим родителям, которые помогали с сыном. Но ведь получилось! Когда ты добиваешься результата, ради которого жертвовал покоем, для нас, артистов, и есть счастье.
Эмоции – самый близкий путь к душе и к сердцу. Это вернее, чем назидательные речи. Подобное правило, знает Наталья Владимировна, действует, когда речь идет о вещах серьезных, таких, как патриотическое воспитание. И не только.
– Или возьмите, к примеру, правила дорожного движения. Одно дело сказать: «Переходите дорогу на зеленый свет», – на этой фразе голос Натальи утолщается и важнеет, чтобы через мгновение смениться на веселый. – Другое дело, когда слышим: «Помни правила движения как таблицу умножения» (как понимаете, Наталья, когда можно, предпочитает петь, а не говорить). Так и здесь. Мы показываем человека на войне, в экстремальной ситуации. И то, что на сцене не взрослые, а молодежь, тоже играет свою роль. Школьники видят своих сверстников, пусть на пару лет старше. Это вызывает большее доверие.
«На войне» как на войне
А как быть, допытываюсь у наставника, с тем, что девчонкам приходится воплощать события Великой Отечественной войны? Прошло почти 80 лет, и те события стали уже далеким эхом.
– Да, тяжело. Да, трудно. И не только потому, что прошло много времени. По-моему, дети сейчас принимают все как должное, не могут по достоинству оценить то, что у них есть. И жестокие. Чтобы расшевелить своих артистов, предлагаю им представить события, о которых идет речь. А ты смог бы пожертвовать собой? А что ты почувствуешь, когда враги – вот, рядом? Так доходим до сути: все равно память о том времени живет на уровне генетического кода. Поэтому учимся находить к нему ключик, – рассуждает собеседник. – Я как педагог считаю, что мы должны заниматься патриотическим воспитанием. А как иначе? Иначе потеряемся и перестанем ощущать себя русскими… Звучит как-то высокопарно, но так и есть. Ты такие вещи чувствуешь сердцем. И я рада, что девчонки меня понимают. Да, мы не актеры, но элементы актерской игры – это одно из направлений студии, ведь разложить песню по голосам и спеть – этого мало. Когда ты выходишь на сцену, то рассказываешь ис-то-ри-ю.
Добавим, что портрет деда Натальи, Егора Агалакова, пропавшего без вести в сороковых-пороховых, был размещен в композиции, украшавшей декорации к спектаклю на военную тему. В этом году, как нам сказали по секрету, сюжет будет не таким трагическим.
Москва! Как много в этом звуке
Словно по законам драматургии, в тот момент, когда мы обсуждали предстоящую премьеру, в комнате (вернее, студии звукозаписи) появилась одна из вокалисток студии Дарья Алексеева. Она была занята во второй постановке, играет… хотя это слово точно не подходит… нет, не так… примерит военную форму и в «Героях былых времен». Причем, заметила Дарья, на этот раз ее героине повезло, ей не придется погибать, как в постановке «Огонек на ветру».
Этот артистический опыт, по мнению Дарьи, помогает и на концертах. Недавно искренность первоуральских исполнителей оценили в Москве, на международном конкурсе-премии «Top music». Три диплома лауреатов первой степени, четыре диплома лауреатов второй степени и три диплома третьей степени. А показали первоуральцы 11 номеров. Репертуар – от классики «Ромашки спрятались» до «Молитвы» и «Видьмы». Но успех в Москве ценен не количеством. У конкурса-премии была тема – песни из кинофильмов. То есть только сверкнуть голосом было мало.
Кроме того, в отборочном туре студия выступала с одной песней, а для «Top music» готовили уже программу. Выбирали материал. Шили костюмы. И все в плотном темпе. Еще и средства искали на поездку. Чтобы заработать, дали концерт. Но на этом испытания не закончились.
– Наталья Владимировна нам сказала перед поездкой: «Вы едете в Москву зачем? Чтобы опозориться и уехать домой? Нет, у студии есть имя, и портить его нельзя. Если и едем, то только побеждать». Да, выступать плохо было нельзя. Думаю, справились, хотя и не совсем перебороли волнение, – говорит Дарья Алексеева, на ее счету – дипломы лауреата первой и второй степени. – Я вообще первый раз в Москве побывала, да еще выступила на таком серьезном конкурсе! Сбылась моя мечта!
Покорить столичное жюри было непросто. По мнению руководителя студии, в Москве все по-другому. Одного большого голоса недостаточно. Хорошо поющих много. Но как выделиться? Диким шоу? Не вариант. Если найти изюминку и показать, что ты – яркая личность, то вот тогда тебя заметят. «Сцене», похоже, это удалось. Первое место присудили двум ансамблям – разновозрастным. Самому младшему вокалисту слегка за 20 лет, старшему – слегка за 70. Подобных коллективов больше не было: либо детские, либо 18 плюс. Руководитель гордится своими подопечными:
– У нас в составе ансамбля была взрослая группа, которая занимается всего два года, среди них есть люди, которые до того пением не занимались совсем. И вот – они выходят на сцену международного конкурса. Поют – и побеждают!
Через секунду – драматическую, заметим, Наталья продолжила:
– Несколько лет назад я даже не могла представить, что мы сможем петь на четыре-пять голосов… что выступим ансамблем… Но вот – свершилось!
Пожелаем же «Сцене» новых свершений!
Наталья Подбуртная