Сегодня расскажем о Герое Советского союза Михаиле Романовиче Перепечине. Несмотря на то, что родом он из Курганской области, а весомую часть жизни прожил в Алма-Ате, в Первоуральске Михаила Романовича помнят и чтут особым образом. Вот уже 30 лет его имя носит школа №3. В музее школы, а также в музее истории ПНТЗ Герою посвящены отдельные экспозиции.
ГЕРОЙ В МИРНОМ СТРОЮ
Сегодня расскажем о Герое Советского союза Михаиле Романовиче Перепечине. Несмотря на то, что родом он из Курганской области, а весомую часть жизни прожил в Алма-Ате, в Первоуральске Михаила Романовича помнят и чтут особым образом. Вот уже 30 лет его имя носит школа №3. В музее школы, а также в музее истории ПНТЗ Герою посвящены отдельные экспозиции.
Сколько есть сил
К 75-летнему юбилею Победы о Михаиле Романовиче Перепечине накопилось немало публикаций. Книги памяти, газетные вырезки, сборники, посвященные Героям Советского Союза. Но еще более ценно прочесть биографию Героя, которую изложил непосредственно он сам.
В моих руках 7 тетрадных листов, где размашистым почерком Михаил Перепечин рассказывает о своей жизни и подробно описывает тот самый бой, что принес ему звание Героя Советского Союза. Эта рукопись хранится в архиве Музея истории ПНТЗ еще с советских времен, когда его работники вели многолетнюю переписку с Михаилом Романовичем и его супругой Прасковьей Ивановной.
«Вы просите, чтобы я написал Вам, за что мне было присвоено звание Героя Советского Союза. Описать все невозможно, это нужно писать целую книгу», – повествует Михаил Перепечин.
Книги, насколько нам известно, он не написал. Однако почти до конца своих дней, как говорил о себе сам Перепечин, «находился в мирном строю». «Много работал с молодежью, пионерами, комсомольцами. Бывал в воинских частях, в военкоматах на беседах с допризывниками, на предприятиях города». Но это было многим позже.
Свое детство Михаил Перепечин провел в селе Новогеоргиевка-2 Петуховского района Курганской области. Маленький Миша, самый старший из восьми детей, появился на свет 24 апреля 1924 года. В конце тридцатых Перепечины переехали в Первоуральск. Глава семьи Роман Николаевич стал трудиться в трубопрокатном цехе на Старотрубном заводе. Позже, после семи классов школы, Михаил пошел по его стопам и освоил специальность резчика труб.
На малой родине, в Новогеоргиевке-2 Михаила Перепечина помнят и чтут до сих пор. Так, например, 1 сентября 2015 года в Новогеоргиевской средней школе открыта мемориальная доска, посвященная Герою. Среди гостей на открытии присутствовал племянник Перепечина – Владимир Рыков.
А вскоре началась война. Перепечин-старший сразу же ушел на фронт. Спустя много лет Михаил Романович вспоминал:
«Отец присылал письма с фронта, писал, как льется кровь наших советских солдат, как разрушаются наши города и села. Позднее пришло письмо из госпиталя, где лежал отец с ранением в голову. Так он стал инвалидом 1 группы. Вот тогда-то я, будучи еще мальчишкой, поставил перед собой задачу работать на заводе не по 12 часов, а сколько у меня есть сил. Но и на этом не успокоился, я решил добровольцем уйти на фронт».
Чуть позднее стало известно, что отец Перепечина после возвращения из госпиталя в строй погиб в одном из боев. Так семья потеряла кормильца.
Как танки утюжили
Решение Михаила Перепечина уйти на фронт добровольцем осуществилось в сентябре 1942 года. Он служил в разведроте, в составе 759 стрелкового полка 163 Краснознаменной Роменско-Киевской дивизии. «Не раз на собственном опыте я убеждался, что хорошо проведенная разведка сохраняет сотни, а иногда и тысячи жизней наших солдат. Быть разведчиком, это значит нужно иметь большое мужество, находчивость, силу воли, выдержку, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке», – отмечает в автобиографии Перепечин.
Михаил Романович воевал на Степном и 2-м Украинском фронтах: сражения у Днепра, под Курской дугой, форсирование Южного Буга. Последнее стало знаковым. Командир 759 стрелкового полка майор Бойко позже напишет в наградном листе Перепечина: «Тов. Перепечин добровольно изъявил желание первым форсировать реку Южный Буг. За проявленный героизм и мужество, тов. Перепечин достоин присвоения звания «Героя Советского Союза».
Совсем недавно, 13 марта, событиям на Южном Буге исполнилось 76 лет. Описывая тот бой, Михаил Перепечин уделит ему несколько отдельных страниц.
«Группа разведчиков, которую я возглавлял, вышла на восточный берег Южного Буга. Задача – занять плацдарм на правобережье и удержать его до подхода главных сил полка. Сколотили мы из бревен плот и, выждав удобный момент, начали переправу. Плот уже был на середине реки, когда нас обнаружил противник. Гитлеровцы открыли сильный артиллерийский и пулеметный огонь. Пришлось оставить плот и под свист пуль и разрыв снарядов добираться до противоположного берега вплавь. Только мы вышли на берег, фашисты сразу бросились в контратаку. Нас было восемь, а их невозможно было перечесть. Но нам все-таки удалось ее отбить. Не успели прийти в себя после контратаки, как в 12 часов ночи немецкие танки, утюжа землю, приближались к окопам, в которых занимала оборону моя группа разведчиков. «Пусть мы погибнем, ребята, а с занимаемых позиций не уйдем», – обратился я к бойцам… Когда танки подошли к окопам на близкое расстояние, мы стали метать в них гранаты и бутылки с горючей смесью. «Тигры» один за другим вздрагивали и загорались. В это время начал переправу полк… Враг вел плотный орудийный и автоматный огонь. Я был ранен в левую ногу, разведчик Шамшик тоже получил ранение. Но и раненые мы не покинули поле боя… Принимаю решение отсечь пехоту от танков, перенести огонь по вражеским автоматчикам, и те вынуждены были залечь… Один за другим, окутанные клубами черного дыма, вспыхивали бронированные фашистские чудовища. Дорогой ценой достался успех. Под гусеницами танков погибли трое разведчиков, замечательных советских парней. Но мы до конца выполнили свой воинский долг. Выстояли, не пропустили гитлеровцев к переправе».
Многолетняя дружба
Михаил Перепечин получил Золотую Звезду Героя Советского Союза в возрасте двадцати лет в сентябре 1944 года. Награду лично вручил Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин в Кремле. Дальше Перепечин продолжил воевать, Победу встретил в Австрии, в Вене. Демобилизовался в 1946-м в звании старшего лейтенанта.
Мирная жизнь Михаила Романовича продолжилась в Первоуральске. «… вернулся на родной Старотрубный завод, где стал работать сначала бригадиром и одновременно учился, а затем работал мастером трубопрокатного цеха».
После Перепечин с семьей переехал в город Новая Ляля, а в 1962 году, по рекомендации врачей, с женой, сыном и дочерью перебрался в более теплый климат, в Алма-Ату. Там судьба Михаила Романовича сложилась удачно: он «работал инженером по оборудованию в ремстройтресте, заведующим коммунального хозяйства в местном горисполкоме, избирался депутатом Ленинского районного Совета депутатов трудящихся в Алма-Ате».
Но и Первоуральск не позабыл. Как уже упоминалось, много лет Перепечин с супругой вели переписку с Новотрубным заводом, присылали фотографии, документы, награды. Но такие экспонаты хранятся не только там. Музей боевой и трудовой славы Первоуральска им Н.Л. Малюшенко в школе №3 тоже хранит часть истории о Михаиле Романовиче.
– Здесь отдельный стенд, посвященный Перепечину. Его пиджак, фотографии, письмо. Коробка от наградных часов. Копия грамоты Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза. Открытка… – рассказывает Юрий Ковалев, руководитель музея. – 1984 год. Фото с Николаем Лукичом Малюшенко, фронтовиком. Здесь, в школе, он преподавал начальную военную подготовку и параллельно создавал этот музей. С ребятами они ездили в Алма-Ату в гости к Перепечину. Оттуда и фото, и все остальные экспонаты. После поездки была переписка, сохранялись очень дружеские отношения. Есть еще один тематический стенд. Тут как раз решение первоуральского горисполкома о присвоении школе №3 имени Михаила Перепечина от 1990 года.
В апреле 1984 Николай Малюшенко опишет поездку к Михаилу Перепечину в отдельном материале на страницах газеты «Под знаменем Ленина».
А через пять лет, в 1989 году Михаил Перепечин уйдет из жизни. За 30 лет связь с родными Михаила Романовича потерялась, но «Вечерке» удалось пообщаться с его дочерью – Валентиной Сергеевой. Она и сейчас живет в Алма-Ате, в той самой квартире, адрес которой значится на письменных конвертах в музеях школы №3 и Новотрубного.
– Старший сын Михаила Романовича, мой брат Владимир, ушел из жизни 15 лет назад, детей у него не было. Остались я, моя дочь Светлана и внук Илья, – рассказывает Валентина Михайловна. – К концу жизни отец 13 лет был без ноги, ампутировали. Сказались ранения. Он был прикреплен к правительственной больнице. Характер, конечно, стальной был. Тут его не забывали, почитали, много было юбилейных медалей. Приглашали везде, где могли. Хоронили тоже с почестями, с участием военкомата, стреляли даже на кладбище. Внуки судьбой деда интересуются. Правнук Михаила Романовича 9 Мая участвует в «Бессмертном полку». Я отдала им все книги, в которых был отец, медали какие были – все отдала. А так мало чего могу рассказать, память уже подводит. Вспоминается вот, отец рассказывал, как с двоюродным братом встретился к концу войны в Вене. Война раскидала, тот летчиком был, а отец – разведчиком. У нас фотография даже хранится. Случай удивительный.
Пиджак Героя, находящийся в музее школы №3, украшает муляж Золотой Звезды. Оригинал же, как рассказала дочь Михаила Романовича, хранится в семье Перепечиных. Там же и наградные часы. Так нитями истории Героя Советского Союза, воплощенными в экспонатах и фамильных ценностях, связаны разные места и разные судьбы. Золотая Звезда и часы – там, в Алма-Ате, пиджак и коробка от наградных часов – здесь, в Первоуральске. Но память и воспоминания – везде.
Мария Злобина
Фото Андрея Попкова и из архива Музея истории ПНТЗ