Этим материалом «Вечерка» открывает цикл, посвященный своему 90-летнему юбилею. Потому вернемся к истокам. Первый номер, как ее еще принято называть, старейшей газеты города, вышел 19 июня 1931 года. Но называлась она тогда, конечно, не «Вечерний Первоуральск» и даже не «Подзнаменка». Первые 70 номеров газету знали, как «Голос ударника». В редакции и сейчас имеется самый первый экземпляр «Ударника». Пусть и копия.
Как зазвучал наш «Голос»?
Этим материалом «Вечерка» открывает цикл, посвященный своему 90-летнему юбилею. Потому вернемся к истокам. Первый номер, как ее еще принято называть, старейшей газеты города, вышел 19 июня 1931 года. Но называлась она тогда, конечно, не «Вечерний Первоуральск» и даже не «Подзнаменка». Первые 70 номеров газету знали, как «Голос ударника». В редакции и сейчас имеется самый первый экземпляр «Ударника». Пусть и копия.
Как появился «Голос ударника»?
Об этом подробно рассказывает юбилейный номер 1961 года, подготовленный к 30-летию газеты. Сведения можно найти и в газете от 1936 года. Зазвучал «Голоса ударника», как известно, в 1931. Это был год борьбы за успешное выполнение пятилетнего плана. По всей стране шла индустриализация и промышленное строительство. В Первоуральске же в тот год достраивались Динасовый и Хромпиковый заводы, рождались первые корпуса цехов Новотрубного завода, прокладывались вторые пути на железной дороге. Одним словом, размах хозяйственного строительства и развертка планов на великое будущее.
Однако история начинается несколькими месяцами ранее. Как указано в материале от 1936 года, «организация Хромпика решает выпускать печатную газету»: так 7 ноября 1930 года выходит первый номер печатной десятидневной газеты «Ударник» – органа рабочих и служащих заводов Химстроя. Остальные трудящиеся Первоуральска инициативой хромпиковцев заинтересовались, поддержали, и уже через месяц «Ударник» стал газетой районного значения.
Но до первого выхода «Голоса ударника» прошло почти полгода. За это время стало определенно ясно, что в ней нуждались. Поскольку требовалось, как пишут в юбилейном номере 1961 года, «повышение уровня организационной и воспитательной работы в массах».
Газеты первого года издания для тех самых масс печатались на толстой бумаге. Была она серого или желтоватого цвета и напоминала, скорее, оберточную, но другой попросту не было. Шрифт был крупный, а фотоснимки – тусклые и расплывчатые. Но все это было неважно. Уже с первого номера газета транслировала общенародные задачи. Например, показывать пример отстающим и содействовать широкому обмену производственным опытом. Впрочем, «Голос ударника» и сам демонстрировал хороший пример, воплощая в жизнь лозунг «Каждый рабкор – ударник, каждый ударник – рабкор».
В гуще народа
На первой полосе первого номера «Голоса ударника» крупно изображен портрет Иосифа Сталина. Указаны условия подписки, адрес редакции, а также и то, что газета выходит 10 раз в месяц, и первый номер – бесплатный. Вместе с тем сразу читателя встречает и броский заголовок – «Превращением возможностей в действительность обеспечим выполнение наших задач». А далее, собственно, вот оно, описание задач. Все они направлены на строительство, организацию и улучшение хода работ и выполнения плана, хозяйственно-политических задач района.
Ответственным редактором «Ударника» был назначен Григорьев – член партии с 1921 года, из рабочих. Через три месяца на посту редактора его сменил Михаил Иванович Катугин, член партии с 1919 года, имевший журналистское образование. Изначально газета опиралась на помощь рабочих и сельских корреспондентов. От рабселькоров требовалась не просто активная работа и упорство в написании газетных материалов, они должны были быть в первых рядах на всех видах работ, быть примером стремления и ударничества. Таким образом, собственно, рабкоры помогали и газете – находиться в самой гуще народа.
К примеру, в седьмом номере газеты к рабкорам было опубликовано обращение: «Пишите в «Голос ударника, как проходят ликвидация обезлички, проведение прогрессивной сдельщины, хозрасчеты и ударничества. Как идет уборка сена и силование кормов?».
В 1932 году рабселькоров насчитывалось более 1500. В числе первых – Григорий Иванович Емлин, Дмитрий Федорович Крупин, Сергей Сергеевич Чистов, Леонид Казимирович Бурбулис.
Между тем, газета активно живет: поддерживает все передовое и новое, и не менее горячо бичует недостатки. Выходят материалы с такими заголовками: «Разбить оппортунизм, ликвидировать прорывы и по-большевистски драться за своевременных пуск Динасового завода» – в №2. «По-большевистски бороться за уголь для домны Билимбая» – в №41. Или же «Трудящиеся приступили к осуществлению программы последнего года пятилетки» – № 1, 71.
С 1 января 1932 года по решению райкома партии с 71-го номера газета вышла под другим, новым названием – «Под знаменем Ленина». И это – уже другая история.
Появление «Голоса ударника» именно в июне 1931 года во многом объясняется еще и тем, что тремя днями ранее – 16 июня – в эксплуатацию была пущена первая в городе типография.
Мария Злобина
Фото из архива редакции