Два пути в прошлое
«ВАРИАНТ»: СВОЯ КОЛЕЯ
… Георгий Бедоев поправляет коробок спичек, прислонившийся к керосиновой лампе, и тут же предупреждает: «Это современные, на премьере заменим». Сам же актер уже в образе, соответствующем эпохе, которую представляет – 1918 год. «14 июля, если абсолютно точно», – добавляет собеседник.
Два пути в прошлое
Если быть абсолютно точными, то историю горного инженера Георгия Штукенберга, в которого перевоплотится Георгий Бедоев, равно как и других героев, театр «Вариант» покажет в конце октября. Это будут две главы второго «Сказания о земле Уральской», они познакомят с еще одной ключевой «артерией» Урала – дорогами. Первая расскажет об отце и сыне Черепановых, тагильских изобретателях паровоза, и представит свое трактование, почему железнодорожная колея в России шире европейских стандартов. Вторая – о пребывании венценосной семьи в Екатеринбурге. Как эти части связаны между собой? Таким порталом станет Дидинский тоннель, одна из достопримечательностей Урала, построенный по приказу Колчака в окрестностях нашего округа, а для чего, тайна сия осталась сокрытой до сих пор.
Художественный руководитель театра Юрий Крылов пояснил замысел новой постановки. В этом тоннеле оказываются наши современники, семья. Ход обыгрывается довольно часто, но «вариантовцы» пошли еще дальше – в прямом смысле слова. Некая сила разделяет родных, разбросав по эпохам – в век XIX и в начало XX. История одних называется «Русская колея», других – «Тайна Дидинского тоннеля». Подобное разветвление на две части, по словам художественного руководителя, вызвано не только идейными соображениями.
«Колея» рассчитана на широкого зрителя, который не знаком в деталях с уральскими реалиями. И первыми ее увидят в Москве. Проект воплощается, как и первая часть «Сказаний», на средства федерального бюджета – субсидию министерства культуры Российской Федерации при долевом участии областного и муниципального бюджетов. Муниципальное учреждение культуры включено в программу поддержки театров малых городов. Техническое перевооружение театра продолжается. Но об этом позже.
Конвоец императора
Вернемся же на сцену, где шла репетиция «Тайны Дидинского тоннеля». Одна из сильных сторон «Сказаний» – это костюмы, вспомним облачения первых народов Урала и кочевников из первой главы. Вторая, учитывая эпохи, обещает быть не менее колоритной. Тем более, часть гардероба снова шьет тюменский модельер Анна Жижилкина, чьи творения мы видели. Часть – в мастерской театра. При всей фантастичности воплощения театр «Вариант» все же опирается на реальность. К примеру, фамилия персонажа Георгия Бедоева непридуманная: Штукенберги – это известная фамилия, среди которых были и инженеры путей сообщения. В нашем случае Георгий Штукенберг – проектировщик Дидинского тоннеля.
Или Александр Риза-Кули-Мирза, сын персидского принца, командир 4 взвода (мусульман) лейб-гвардии Кавказского эскадрона Собственного Его Императорского Величества конвоя, в 1918 году – комендант Екатеринбурга. Он был одним из тех, кто пытался освободить императорскую семью Романовых из плена большевиков незадолго до их расстрела. Александр Петрович – личность наинтереснейшая, и в него перевоплотится мастер сцены Андрей Мурайкин.
– Я месяц изучал материалы об этом человеке. Смотрел, что есть в Интернете, в библиотеке. Досконально изучал его костюм, – раскрывает, как работал над ролью, Андрей Викторович.
Вооружен каджар кинжалом (точная копия, из личной коллекции актера) и наганом, пусть и не 1918 года, но всего на 21 год старше. Да, приготовьтесь, на спектакле будут звучать выстрелы и запахнет порохом. Что там, вы окажетесь в самом тоннеле: вариантовцы этим летом ездили в экспедицию в Дидинский. Сделанные там снимки станут контентом постановки: сейчас мультимедийное оборудование позволяет заменить громоздкие декорации видеорядом.
Техническая оснащенность позволит раскрыть творческий замысел.
– Фантастическая составляющая спектакля требуется для того, чтобы зритель понял: нельзя изменить ход истории, можно изменить только себя. И герои возвращаются в свое время с осознанием ценности жизни: принимают себя и окружающий мир такими, какие они есть, – подчеркнул режиссер Леван Допуа.
В «тоннель» отчасти превратилось и само здание театра «Вариант». Здесь продолжается ремонт крыши, и не только. Актеры обживают помещение.
– Продолжаем оснащать техническую базу. В прошлом году мы оборудовали зал объемным звуком, сейчас докупаем колонки, микрофоны для выездов. Это значит, что у нас для выездных спектаклей на любой открытой площадке» будет свой комплект оборудования, с автономным источником питания, — прокомментировал художественный руководитель Юрий Крылов.