Новости Первоуральска
[location-weather id="12010"]
logo

БИЛИМБАЙ. АРХИТЕКТУРНЫЙ SOS: СПАСИТЕ НАШУ ИДЕНТИЧНОСТЬ

30.10.2020

На форуме 100+ TECHNO BUILD – международном конгрессе, посвященном проектированию и строительству различных сооружений – презентовали монографию о Билимбае. Ранее книга Александра Долгова и Михаила Крапивина «Билимбай. Архитектурное наследие города-завода» получила Диплом Союза архитекторов России как лучшая книга об архитектурном наследии на III Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие 2020», проходившем в сентябре в Санкт-Петербурге. Михаил Крапивин, соавтор монографии, рассказал, как она создавалась и почему ее расценивают как сигнал SOS.

БИЛИМБАЙ. АРХИТЕКТУРНЫЙ SOS: СПАСИТЕ НАШУ ИДЕНТИЧНОСТЬ


На форуме 100+ TECHNO BUILD – международном конгрессе, посвященном проектированию и строительству различных сооружений – презентовали монографию о Билимбае. Ранее книга Александра Долгова и Михаила Крапивина «Билимбай. Архитектурное наследие города-завода» получила Диплом Союза архитекторов России как лучшая книга об архитектурном наследии на III Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие 2020», проходившем в сентябре в Санкт-Петербурге. Михаил Крапивин, соавтор монографии, рассказал, как она создавалась и почему ее расценивают как сигнал SOS.

Михаил Крапивин – выпускник Уральского государственного архитектурно-художественного университета. Сейчас работает ведущим архитектором в научно-реставрационном отделе института УралНИИпроект. Также входит в ученый совет института и является общественным инспектором всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Как рассказывает Михаил, с момента, когда появилась осознанная задача оформить результаты студенческих работ в печатное издание, до появления первого тиража книги прошло 3 года.

БИЛИМБАЙ. АРХИТЕКТУРНЫЙ SOS: СПАСИТЕ НАШУ ИДЕНТИЧНОСТЬ

– Михаил, расскажите, о чем монография? И чем оказался так интересен и уникален Билимбай, с вашей точки зрения?
– В книге представлены материалы исследований, проведенных студентами и преподавателями кафедры истории искусств и реставрации
УрГАХУ и научными сотрудниками института УралНИИпроект.
Билимбай изначально выбран в качестве объекта исследования, поскольку там сохранились все ключевые градостроительные элементы и планировочные характеристики исторического уральского города-завода. Это завод, пруд, храм, заводоуправление, дом управляющего и селитебная застройка, сохранившая масштаб, ритм и тип. Объекты и черты архитектурного и градостроительного наследия описываются исходя из их роли в формировании городской идентичности и комфортной среды.

– Насколько мне известно, исследованием архитектуры Билимбая вы увлеклись, еще будучи студентом?
– На первом курсе магистратуры нужно было определиться с объектом летней практики и, соответственно, дипломного проекта. На кафедру поступило предложение от Александра Владимировича Долгова (на тот момент он был директором института УралНИИпроект) и фонда «Строганофф» выбрать объекты дипломного проектирования на территории Билимбая.
10 марта 2016 года состоялась экскурсия в поселок, которую провел Станислав Павлович Могила, председатель фонда. Впечатления от поездки были двоякие. С одной стороны, ранней весной, когда снег уже стаял и весь день моросил дождь, стали особенно заметны черты упадка. С другой стороны, даже в такое неудачное для экскурсии время года мы отчетливо увидели элементы и черты образцового исторического города-завода, прямо как на лекциях по истории архитектуры Урала, и почти всей группой (6 человек из 7) решили, что будем исследовать Билимбай. Александр Владимирович проводил консультации для всей группы и был руководителем моего дипломного проекта.

– Как вы с Александром Долговым пришли к созданию книги? Это просто способ систематизировать накопленный материал? Или была задумка создать что-то, что имело бы просветительское значение?
– Короткого ответа не получится. Когда дипломные работы были успешно защищены, родилась идея материалы исследований издать в виде альбома, его оформление поручили мне. Это можно считать точкой отсчета в создании монографии. Я устроился на работу в УралНИИпроект и одновременно с проектной работой занимался оформлением альбома. Однако его не удавалось закончить – постоянно появлялся новый материал.
Осенью 2017 года начался сначала административный, а затем уголовный процесс, предметом обоих было разрушение элементов Билимбаевского чугуноплавильного завода. Так как я довольно много материалов нашел в архивах, пока делал студенческий проект, меня пригласили как специалиста на осмотр территории завода. В итоге выступал на процессе свидетелем. Написал научно-исследовательскую работу об истории завода и анализе его разрушений, передал ее в управление госохраны объектов культурного наследия. В 2019 году совместно с моим бывшим одногруппником Иваном Цепиловым получил грант от РАН на научно-исследовательскую работу об архитектурно-исторической идентичности горнозаводских поселений Урала. И мы опять же вернулись к Билимбаю. Результаты показали, что сохранение и развитие исторической идентичности малых горнозаводских поселений Урала соответствует современным тенденциям градостроительства – формированию живых, безопасных, устойчивых и здоровых городов.
После защиты этой научной работы совместно с Александром Долговым решили написать научную книгу о наследии Билимбая, исходя из влияния на городскую идентичность. Альбом исследований по Билимбаю, который я постепенно дорабатывал с августа 2017 года, трансформировался в одну из глав книги. Остальные написаны на основе проведенных за эти годы исследований. Книгу закончили весной 2020 года, и началась подготовка к публикации.

БИЛИМБАЙ. АРХИТЕКТУРНЫЙ SOS: СПАСИТЕ НАШУ ИДЕНТИЧНОСТЬ

– Как проходил сбор материала? Приходилось ли прибегать к каким-то необычным способам исследования?
– Во время летней практики мы неделю жили в доме купца Малмыгина. Тогда была выполнена самая концентрированная часть исследования – это архитектурные обмеры и фотофиксация. В «полевых условиях» создаются «кроки» – выполненные от руки чертежи, на которых изображаются проекции здания, наносятся размеры, триангуляцией определяется положение элементов здания в пространстве, кривизна стен, арок, перемычек и перекрытий. Обследуются все помещения, к которым есть безопасный доступ, включая чердаки и подвалы. Из необычного – мы освоили и применили технологию программной фотограмметрии, то есть создание объемной модели здания с помощью фотографий, в книге этот процесс подробно описан.
Затем в течение полугода проводили натурные исследования, одновременно изучая материалы госархива Свердловской области, Пермского края, архива УрГАХУ, администрации Билимбая.

– Несколько лет назад в интервью вы рассказывали об одной из целей, поставленной во время летней практики в Билимбае. Процитирую: «создать культурный опорный план с развертками улиц и фронтальной фотофиксацией, а также план по восстановлению некоторых билимбаевских объектов». Как с этим обстоят дела?
– Один из наших студентов – Севак Нерсесян – выбрал объектом исследования все историческое ядро Билимбая. С целью создать историко-культурный опорный план и проект зон охраны для всего поселка. Так как на каждый объект мы выходили всей группой, то и исследовать поселок отправились тремя бригадами по 2-3 человека, фотографировали каждое здание в центральной части поселка и делали заметки. Эти фотографии помогли проанализировать периодику и характеристики застройки и выявить тенденции, угрожающие сохранению исторической идентичности.
Материалы других проектов стали частью обоснования для включения исследуемых зданий в перечень выявленных объектов культурного наследия. Эти материалы представлены в книге.

– Планируется ли еще выпустить какой-то материал по Билимбаю? Может быть, вторую часть монографии…
– В Билимбае были найдены объекты, по которым нет никаких научных исследований, а некоторые изученные здания достойны отдельных монографий. Хотелось бы написать об успехах сохранения и развития архитектурно-градостроительного наследия Билимбая, ведь вышедшая монография по своей сути – это обоснование необходимости сохранения и сигнал SOS.
Надеюсь, что этой научной работой заинтересуются в администрациях городов, и подобные исследования начнутся. Разработанная методика выявления ценных элементов и характеристик среды универсальна и может быть применена при разработке стратегии развития населенных пунктов.

– Где можно познакомиться с книгой? Будет ли она интересна аудитории, которая далека от архитектуры?
– Книга написана для широкого круга читателей, она может быть интересна людям, увлеченным историей Урала, путешественникам, людям, которые хотят понять, как можно улучшить наши города и поселки, да и просто всем жителям уральских городов. Ее объем довольно сжат, результаты проведенных исследований переписаны специально, чтобы не утомлять читателя научными обоснованиями, ссылками и терминологией. Значительную часть составляют иллюстрации, которые являются полноценной частью исследования. По отзывам – читать ее не скучно. Сейчас в магазинах книга не продается. Купить ее можно в архитектурном университете.

Мария Злобина
Фото предоставлены Михаилом Крапивиным

Похожие новости
  • Три столетия первоуральской металлургии
  • В резиденции губернатора – глиняные миниатюры из Билимбая
  • Стенд для «Большого Урала»
  • У Командора – юбилей