Если составлять топ лучших фотографов, оставивших заметный след в истории города, то, не сговариваясь, называют три имени: Николай Булыгин, Владимир Зотов и Сергей Баталов. Владимир Венедиктович и Сергей Васильевич много лет работали в городской газете. В «Подзнаменке» печатались и снимки заводского фотографа Николая Булыгина. Эти кадры сохранили нам заметные события в жизни города, его рост с конца 60-х годов до современной истории.
ФОТОРЕПОРТЕРЫ: ПОТРЕТ НА ФОНЕ ИСТОРИИ
Если составлять топ лучших фотографов, оставивших заметный след в истории города, то, не сговариваясь, называют три имени: Николай Булыгин, Владимир Зотов и Сергей Баталов. Владимир Венедиктович и Сергей Васильевич много лет работали в городской газете. В «Подзнаменке» печатались и снимки заводского фотографа Николая Булыгина. Эти кадры сохранили нам заметные события в жизни города, его рост с конца 60-х годов до современной истории.
Олимпийский забег на два снимка
Прежде разберемся с терминологией. Фотограф понятие общее. А работа в печатном издании – это особый вид искусства. Поэтому правильнее говорить фоторепортер или же фотокорреспондент, если человек еще и сам делает снимки к своему материалу. Почему это важно? Надо быть универсалом, способным увидеть тот кадр и поймать его, порой на лету и на бегу. И перед объективом могут быть и люди, и заводские цеха, и звезды, и пейзажи… куда приведет сюжет. Словом, работать приходится, что называется, в предлагаемых обстоятельствах.
– В девяностые годы ездили в Чечню с гуманитарной миссией. И там довелось летать на вертолете. Тот на бреющем шел, чтобы не подбили. А внизу отары овец разбегались. Да много чего было, – конкретизирует мой собеседник Сергей Баталов, с которым нас сдружила работа.
В моей газетной практике, например, есть даже олимпийский забег, хорошо, что не марафон. Исторический момент запечател как раз Сергей Баталов. Перед Играми в Сочи проходила эстафета Олимпийского огня, ее принимал и Екатеринбург. В число факелоносцев включили Игоря Малкова, нашего олимпийского чемпиона. С технической точки зрения это означает, что вдоль маршрута выстроено оцепление плюс охрана самой группы. Да, пропуск у нас был, но когда все шло по плану? Пришел черед Игоря Алексеевича принимать факел. Стало понятно, что кордон нас пропустит, охрана же – не подпускает. Но… будем снимать на бегу! Быстрым движением Сергей Васильевич перекинул мне на плечо свой фотобаул, перемахнул через невысокий бортик… Он впереди, я – за ним… Под окрики удалось сделать кадр! Правда, охранник толкнул нашего фотокора. Но задача была выполнена. На задании мы провели весь день. В газете вышло два снимка. Нередкий случай, когда из всей сессии выходят считанные кадры.
Своим умом
Сейчас современные технологии упростили сам процесс съемки и обработки, создавая ощущение, что снимать может каждый. Но опыт газеты показывает, что фотошоп и компания не заменят тот особый взгляд на мир, присущий репортерам.
Представители старой школы, заставшие мир в черно-белых негативах, тому лучшее доказательство. Попытки подобрать подходящее определение к тому, что, по большому счету, решается опытом и интуицией, Сергей Баталов свел к одной и точной фразе:
– Это своего рода талант. Ну и предрасположенность к репортерской работе. Нам было интересно. Если говорить обо мне, то для меня примером был фотокорреспондент центральной прессы Юрий Рост, известный в то время.
На фотографа в советское время, по большому счету, не учили, это сейчас открываются фотошколы. Разве что на журфаке давали азы, но это не в счет. Да в техникуме готовили технологов для тех же фотоателье. Науку осваивали сами. Так, говорит Сергей Васильевич, он постоянно читал специализированные журналы – «Советское фото» и так далее, статьи. Теория помогала нарабатывать техники и приемы съемки. Экспериментировали. Искали пленку, потому что та, что продавалась в магазинах, была не лучшего качества.
– У меня дома была целая мастерская, фотоаппараты ремонтировал сам. «Зениты» ломались постоянно, и я потом перешел на «Киев», – добавляет собеседник.
Своего рода университетами становились клубы. Николай Булыгин как раз был руководителем такого фотоклуба в Первоуральске.
– Правда, советовать и объяснять Николай Федорович не любил. Если у него спросишь что-нибудь, например, по цвету – мы в восьмидесятые годы уже пробовали работать с ним, он только отшучивался, – улыбается собеседник.
К слову. По воспоминаниям, на сборах в клубе Николай Федорович предпочитал учить так. Он предлагал кому-то из присутствующих высказать свою точку зрения по той или иной фотографии. Бывали случаи, когда человек приносил снимок низкого качества и начинал оправдываться, мол, фотоаппарат плохой, плохая бумага. На что Булыгин отвечал: «Нас не касается, чем ты снимаешь, хоть пальцем, но фотографии приноси качественные».
И еще одна важная составляющая, необходимая для того, чтобы любитель стал профессионалом. Это жизненный опыт. Так, Николай Булыгин был аппаратчиком Хромпикового завода, а фотографией занимался в свободное время. И ловил такие кадры, что его снимки брала «Подзнаменка». Практика, когда газета печатает снимки фотографов со стороны, была и есть. Это, особенно в советское время, служило своего рода знаком отличия. Благодаря этому о талантливом человеке узнал весь город. К счастью, архив Николая Федоровича сохранился. Сергей Баталов в свое время провел три выставки работ Булыгина.
Но мы отвлеклись. Фотокорами городской газеты, что называется, в чистом виде, были как раз Владимир Зотов и Сергей Баталов. Сергей Баталов пришел в «Вечерку» в 1994 году. До этого много лет был фотографом Треста УТТС. Но своей школой мастерства Сергей Баталов считает работу именно фоторепортера городской газеты.
Владимир Зотов трудился в городской газете до начала 2000-х. До него долгое время фоторепортером «ПЗЛ» был Евгений Фролов. До того, как прийти в газету, Владимир Венедиктович работал шофером на родном Динасе. Занимался спортом, вел секцию самбо и карате. Увлекся фотографией. Его снимки обратили на себя внимание, и Владимиру Зотову предложили поработать в газете.
– Владимир Зотов был талантливым самородком. Вместе с ним мы работали в городской газете, вместе отдыхали. У него был взгляд художника. Он тонко чувствовал и человека, и природу, – вспоминает Виктор Губачев, коньком которого были репортажи. – В начале восьмидесятых он ходил на сплав в Башкирию, и потом в газете вышел его материал. Не скрою, человек непростой, и из жизни ушел рано. Его погубила болезнь талантливых людей…
Ну чем хуже стоматолога?
Что же, продолжаем разбираться, кто такой фотокор. Есть такое мнение, что ретушь решает если не все, то многое.
– Я не художник, чтобы рисовать. Подправить что-то – да. Как-то бабушке зубы «вставил». Пошли к ней по заданию редакции. Хозяйка улыбаться стесняется, а без улыбки снимок не тот, суровый. Я ей и говорю, мол, не беспокойтесь, все будет хорошо. А потом уже слегка кадр доработал. И к стоматологу ходить не надо, – улыбается Сергей Баталов.
А были темы-табу? По словам Виктора Губачева и Сергея Баталова, прям инструкций, что можно, что нельзя, не было. Конечно, какие-то ограничения существовали, как и обязательные сюжеты, так скажем, в духе времени. Но негласно. А было и так.
– Владимир однажды решил пофотографировать в храме во имя Петра и Павла, недавно построенном. У него была с собой вспышка, компактная такая, на батарейках, удобная. И что думаешь? Эту вспышку ему сломали пожилые верующие. Тогда еще было непонятно, можно ли снимать в Божьем доме, на каких условиях, – говорит Сергей Баталов.
– У нас был такой случай. На поле совхоза «Первоуральский» упал самолет. Поехали туда. Место катастрофы оцеплено. Володя щелкнул
ТУ-134. И тут подбегает к нему человек, понятно, что из органов: снимать нельзя, засвечивай пленку! Володя без разговоров поднимает крышку… И в номере выходит кадр упавшего самолета, – дополняет Виктор Губачев. – Понимая, что его попросят, он успел прокрутить пленку в кассете назад.
А кто запомнился фотокору? Ведь не сосчитать, сколько встреч подарила профессия. Тут номера не хватит, чтобы всех перечислить.
– Много достойных и известных людей было, – размышляет Сергей Баталов. – Встреча с Евгением Леоновым, пожалуй, запомнилась больше всего. Он в город приезжал спустя три года после клинической смерти на гастролях в Германии. Встреча проходила в «Восходе». Помещение полутемное, а я тогда вспышку не взял. И снимки не получились, уровень техники того времени не позволял их вытянуть. На прощание он пожал мне руку. Фото нет, а вот ощущение руки доброго человека, мягкой, теплой, помнится и сейчас, хотя прошло уже 30 лет.
Ах, какой клад историй у фотокора! Кстати, есть и про ауру на снимке. Похоже, наш разговор продолжится.
Наталья Подбуртная
Фото Сергея Баталова, из архива Сергея Баталова, из архива Виктора Губачева