logo

«Я СОЧИНИЛ ГИМН ДЛЯ «ВЕСЕЛОЙ КОЗЫ»

29.03.2019

«Я СОЧИНИЛ ГИМН ДЛЯ «ВЕСЕЛОЙ КОЗЫ» категория: Призвание творить / Общество,29-03-2019, 10:57, Артур Бушманов – личность известная: создатель первоуральских рок-групп «Первоуральск» и «Луна-Парк», лауреат конкурсов «Юность Комсомольская Моя», «Надежда», дипломант международных конкурсов «Шлягер-92» и «Европа Плюс-93», и список можно продолжать. «Вечерка» встретилась с музыкантом в его рабочем кабинете-студии, сразу после окончания работы над музыкой к […]

«Я СОЧИНИЛ ГИМН ДЛЯ «ВЕСЕЛОЙ КОЗЫ»


Артур Бушманов – личность известная: создатель первоуральских рок-групп «Первоуральск» и «Луна-Парк», лауреат конкурсов «Юность Комсомольская Моя», «Надежда», дипломант международных конкурсов «Шлягер-92» и «Европа Плюс-93», и список можно продолжать. «Вечерка» встретилась с музыкантом в его рабочем кабинете-студии, сразу после окончания работы над музыкой к детскому спектаклю.

Дело в желании выделиться

– Артур Анатольевич, кто-то считает вас рок-музыкантом, кто-то – больше композитором, к чему все-таки душа лежит?
– К рыбалке (смеется). Я думаю, что во мне есть музыкант и композитор, но, более всего, я – продюсер, то есть организатор некоего процесса, управленец.

– Но сначала возник музыкант?
– У меня не было четкого осознания, что я буду музыкантом. Дед мой играл на многих музыкальных инструментах, маму, Нину Николаевну, приглашали в театр оперетты, но я был обычным пацаном: родился, учился. В восемь лет мама записала меня в музыкальную школу на Динасе, где я овладевал игрой на фортепиано, но через полгода занятий ушел. Мне интереснее было в футбол играть, хотя преподаватель меня хвалила. Путешественником хотел стать, журналистом. Отец, Анатолий Петрович, работал в «Вечернем Первоуральске», тогда еще в «Подзнаменке», сначала возглавлял отдел писем, потом стал заместителем главного редактора. Дома у нас часто сидели журналисты. Направлений было много, сыграло роль то, что… Короче, было желание как-то выделиться. Сначала я пошел в спорт: в боксе – по лицу набили, в хоккее – нос сломали, в штанге – легковесом не хотелось быть, да и мама запретила: мол, маленьким будешь, не вырастешь. Оставалась музыка.

– И как, зацепило?
– Я занимался туризмом в клубе «Абрис». А там – походы, песни у костра под гитару. Кто-то играет, а я что, – рыжий? Хотелось быть в центре внимания. А зачем еще парень гитару в руки берет? Так что у меня было как и у всех: выучил пару песен, спел под гитару, для друзей – отлично, среди девушек – вообще ништяк. А вот дальше пошло шире и больше. Через три месяца после того, как я в первый раз взял гитару, у меня уже была своя музыкальная группа в школе.

– Как она называлась?
– А ты думаешь, я помню? Потом уже мы сделали группу «Урфин Джюс». Не путать со свердловской группой «Урфин Джюс» при архитектурной академии, где начинал Бутусов. У нас было одно-
именное рок-шоу, ну так совпали названия: одновременно мы создались с Александром Пантыкиным в сентябре 1980 года. Популярны были у советских детей герои Волкова, в воздухе, как говорится, витало. Но мы со свердловскими были знакомы, никто на это не обижался: у них своя судьба, у нас – своя.

– И чем отличался наш «Урфин Джюс»?
– У нас была и рок-группа, и диджей был свой, и своя танцевальная команда. Мы делали представления в молодежном кафе «Спутник» на улице Вайнера, там, где сейчас магазин «Энергия». Также играли на танцах.

– Амбиции были?
– Конечно, когда слушаешь «Битлз», хочешь быть как они. Совершенно естественное желание молодых пацанов. Это как когда спортсмен видит олимпийского чемпиона. Появляется ориентир. Ну, и всю жизнь идешь к чему-то потихонечку.

– Ориентировались на рок, почему же вас прозвали «дедушка уральской попсы»?
– Я написал несколько попсовых песен в пику группам типа «Modern Talking». Чтобы показать, что, мол, ничего сложно в этом нет, раз плюнуть… И эти песни кому-то понравились, кто-то их записал, куда-то оправил. Получается, что я первый на Урале, кто взялся за подобную музыку, вот и прозвал народ…

Погружение в 72 спектакля

– Большую часть жизни вы проработали как театральный композитор. Что привело к тому, что сменилась точка приложения сил?
– К тому, что я стал театральным композитором, с одной стороны, меня подвела жизнь: группы распались, а с другой стороны, мне стало более интересно то, как, например, озвучить некую театральную сцену, чем петь песни. Передо мной поставили новую задачу, которую надо было решить. И это оказалось значительно интереснее, чем эстрада. Сцена привлекает другим: поклонники, аплодисменты, но это – мишура, а тут…

– А кто поставил задачу?
– Основатель театра «Вариант», мой друг Сергей Губарь. Он как-то увидел, что я на сцене, играя на бас-гитаре, не стою, как обычно все делают, а сижу на стуле. Я сделал это из некоего хулиганства, но Губарь, глянув глазом театрального режиссера, это оценил. И предложил написал музыку к спектаклю «Айболит и Бармалей», который потом играли два десятка лет. Потом были Чехов, Шекспир и так далее, всего 72 спектакля. Кстати, то, что постановка – детская, не значит, что в ней все предельно упрощено, а во взрослой – симфоническая музыка, это не так. Я могу и в детском спектакле что-нибудь из тяжелого рока шарахнуть, если это органично вписывается в происходящее на сцене.

– Сколько вы сотрудничали с «Вариантом»?
– 18 лет. Ушел в 2012 году. Сейчас работаю с театрально-музыкальной студией «Три Апельсина». Через пару дней выйдет ее спектакль «По желтой кирпичной дороге» по мотивам сказки «Волшебник изумрудного города». Параллельно работаю со многими другими. Например, сочинил гимн для всей театральной братии. В финале всероссийского фестиваля театральных капустников «Веселая коза», который проходит в Нижнем Новгороде и Москве, всегда звучит моя песня.

У нас горели глаза

– Можно говорить, что рок в Первоуральске вышел на всероссийский уровень?
– Конечно! Пример – мой друг Николай Петров, гитарист группы «Наутилус Помпилиус». Настя Полева – лидер рок-группы «Настя», Слава Двинин – бас-гитарист «Чайфа», Юрий Цалер – гитарист «Мумий Тролля». Пальцы можно еще загибать. Сам я на одной сцене стоял со многими известными музыкантами.

– Почему талантливые первоуральцы разошлись по разным группам? Не возникло одной?
– Сложно сказать. Я работал с разными группами, театральными режиссерами, хореографами. У всех творческий процесс идет по-разному. Все индивидуально. Нет никакого общего правила того, как собрать группу, чтобы она стала популярной. Таблицы, рецепта нет.

– И первоуральский рок жив?
– Да! У нас в городе полно талантливых музыкантов, в том числе и моих учеников (Студия Эстрадного Искусства Артура Бушманова – авт.) Мне интересна группа Поморцев BAND, потому что она – блюзовая, что редкость. Олег Касаев, композитор, мой товарищ по сцене, я имею в виду группу «Луна-парк». По совместительству Олег – мой двоюродный брат и еще – мой педагог по гитаре. Это музыкант Александр Ляш, который сейчас работает в ИКЦ.

– А молодые группы?
– Мне о них сложно говорить, потому что мы не пересекаемся в силу возраста. Мой сын Андрей – вокалист, в группе BROTANZA. Есть дуэт «Юла», где поют две девушки – Любовь Казанцева и Юлия Старикова, которые работают у меня педагогами по вокалу. Две недели назад они заняли первое место в Ревде, на вокальном конкурсе «Вершины Урала», в категории «Профессионалы»: в финале конкурса а капелла исполнили русскую народную песню. Есть талантливые исполнители!

– А гитаристы?
– Есть, но… Как бы это сказать? Вспоминая себя, своих соратников, друзей, прямо вижу, как у нас глаза горели. А сейчас у большинства глаза не горят. Не знаю, почему. Редкий случай, если встретишь человека, который рвется в бой, стремится что-то сделать. Я, когда пришел к Александру Цалеру в народный джаз-оркестр «Оптимисты» 14-летним пацаном, буквально выпнул двери. Цалер взял меня только за наглость. Я зашел и сказал: «Запомните, меня зовут Артур Бушманов». Цалер удивился, сказал: «Ладно, приходи на репетицию». Так я стал играть в «Оптимистах».

– Молодежь не цепляет процесс музыкального творчества как таковой?
– Сейчас много всего готового. Я сам, бывает, на это попадаюсь. Сидишь и думаешь, что нужно сделать такой вот звук… А чего его делать? Вон, у меня сколько синтезаторов, в компьютере! Раз и готово – вот он, этот звук. Выходит, и я ленюсь. А молодые даже не знают, что это такое – без компьютера музыку писать. Первые мои ученики уже выросли в настоящих махровых музыкантов, они гастролируют, играют. А сейчас… Ощущение такое, что половину учеников за последние пять лет то ли мама привела за ручку, то ли им заняться нечем, по-настоящему увлеченных музыкой – единицы.

– Сейчас берете гитару в руки?
– Не часто. С учениками или по необходимости.

– Не могу не задать вопрос о дальнейших творческих планах.
– Закончил один спектакль, на очереди – другой. Прослушивает готовый материал моя жена, Катерина Ряписова, актриса театра и кино, руководитель студии «Три Апельсина». Она – последняя принимающая инстанция. Работу показываю ей. Ну, и волнение при этом постоянно. Ты – мертвый, если ты не волнуешься.

Похожие новости
  • 65 ЛЕТ, НАПОЛНЕННЫХ МУЗЫКОЙ
  • Рома Урала: 
по родству души
  • Наше комсомольское братство
  • «НАШ РОДНОЙ БАРМАЛЕЙ, НАШ ЛЮБИМЫЙ ЦИРКАЧ…»