«Артисты балета – товар штучный» – сказал Андрей Иванов, педагог Академии танца Бориса Эйфмана, в его голосе чувствовалось и оправдание, и сожаление. Из сорока детей, пришедших на отбор в элитную школу, только одна девочка получила приглашение на экзамен. Всем остальным – тан-це-вать! Хотя бы для себя.
КАК АКАДЕМИЯ ТАНЦА ИСКАЛА САМОРОДКИ
«Артисты балета – товар штучный» – сказал Андрей Иванов, педагог Академии танца Бориса Эйфмана, в его голосе чувствовалось и оправдание, и сожаление. Из сорока детей, пришедших на отбор в элитную школу, только одна девочка получила приглашение на экзамен. Всем остальным – тан-це-вать! Хотя бы для себя.
Балет, балет…
Профотсмотр проводился в школе хореографии «Русский балет». Ее руководитель Марина Кальченко специально ездила в Санкт-Петербург, где находится академия, чтобы договориться о сотрудничестве. Хотелось познакомиться с современными методиками преподавания – и дать возможность юным талантам Первоуральска проявить себя. Педагоги санкт-петербургского учебного заведения постоянно ездят по России в поисках талантов. Более того, учебное заведение – единственное! – принимает детей с 7 лет. Бывали и на Урале, но в Первоуральске еще нет.
Надо было упущение исправлять. Тем более, заочно первоуральские танцовщики столичным хореографам были знакомы – по различным конкурсам. Так, Андрей Иванов входит в состав жюри международного фестиваля-конкурса «Адмиралтейская звезда», который проходит в Екатеринбурге, где постоянно участвуют наши артисты. Можно сказать, встреча была предопределена. И вот в конце апреля она состоялась.
Судя по тому, что в школе «Русский балет» было многолюдно, предложение академии явно заинтересовало. Привлекала возможность услышать мнение профессионала, это раз, ну и к тому же – а вдруг? Тем, кто слышит заветное «да», предлагают пройти стажировку в академии либо приглашают на вступительные экзамены.
Команда в «холле ожидания» собралась разновозрастная – от совсем малявочек лет пяти до барышень. Мальчиков было только двое. Малышня пришла в сопровождении родителей и педагогов. Участники профотбора, дожидаясь приглашения в зал, разминались. Разговорились с педагогом школы Надеждой Макаркиной, ее ученики тоже пришли на этот экзамен:
– Не у всех есть возможность поехать в Москву или Санкт-Петербург, да там и отборы труднее – и эмоционально, и материально. На сцене собирается человек по пятьсот – и надо еще суметь выделиться. Такие профотборы важны еще и потому, что дети порой могут и не знать, что их данные соответствуют требованиям балета.
Сделайте складочку
Стать артистом балета – почти то же, что стать космонавтом. Это известно, и на профотсмотре можно было увидеть все воочию.
– Зайки, готовы? – доброжелательно обратился к группе Андрей Валентинович. – Становимся в ряд и – по шестой позиции.
Затем девочки услышали: «Ножки вытянули и показали мне стопочки…. Пожалуйста, сделайте мне «складочку»… Сели в шпагат на правую ногу… а потом – раз, и в поперечный… А теперь прыгаем».
Это позволяло определить индекс ног, растянутость, вытянутость стопы. И даже работу педагога. Всем по результатам визуальной инспекции выставлялись баллы. Почти отличников оставляли отдельно, на дополнительную проверку. В случае сомнений экзаменатор приглашал родителей, знакомство с ними помогало сделать окончательный выбор: это помогало увидеть, каким может вырасти танцовщик.
Опытный взгляд выцеплял первые признаки сколиоза, намечающийся лишний вес. И все – очень деликатно.
Группы сменяли друг друга, на второй отсмотр оставляли единицы, а в итоге Андрей Иванов рекомендовал приехать на вступительный экзамен лишь Анастасии Кузнецовой. В пользу балерины сыграло не только ее соответствие жесткому стандарту, но и рост. Настя – высокая. Это в балете не всегда плюс, но не всегда и минус.
– Были в училище в Екатеринбурге и в Перми, там нам сразу сказали – нет, там боятся высоких девочек. А в Академии Эйфмана – наоборот, нужны высокие. Настя живет танцами, занимается в студии «Щелкунчик». Будем решать, поедем или нет, – поделилась мама Насти, Александра.
По мнению Андрея Иванова, подобный результат – обычное дело, он увидел детей с перспективой. А он искал самородков. Встречаются они редко.
– В любом случае танцуйте. Если математика ум приводит в порядок, то танец – тело, – заключил Андрей Валентинович.
Наталья Подбуртная
Фото Анны Неволиной