logo

КОПТЕЛОВО: ВЕРНУТЬСЯ К ИСТОКАМ

08.10.2018

Живой воды напиться

КОПТЕЛОВО: ВЕРНУТЬСЯ К ИСТОКАМ


Вы знаете, в какой угол садили непрошеных гостей? Или видели лодку-долбленку из цельного ствола? Эти и другие приметы быта русского крестьянства, что сейчас канули в прошлое, бережно сохранили в селе Коптелово, которое больше знают как место, где стоит дом бабы Кати, объект культурного наследия Свердловской области. Дом, сохранившийся таким, как его построили в конце XVII века. Именно сюда отправились наши путешественники – 7-а школы №5.

Живой воды напиться

Уникальность музея истории земледелия и быта крестьян, как официально называется дом бабы Кати вместе с двумя другими постройками-павильонами, в том, что здесь «прошлое объемлет живо». Его называют осколком уральского прошлого. Экспонаты, а когда-то обычная утварь и техника, не стоят молча, а «разговаривают» с посетителями. В этом им помогают замечательный экскурсовод и то, что гостям избы предлагают самим «похозяйничать». Это и привлекает сюда любопытствующих со всех уголков света. А для учителя истории школы №5 Людмилы Егоровой, классного руководителя 7-а, стало еще одним аргументом в выборе места, где можно провести урок истории родного края.

Ребята идею охотно поддержали. И в сентябрьский погожий выходной отправились в путешествие. Экскурсию заказывали в турфирме. Дорога на заказанном автобусе заняла два с половиной часа. Направлялись в Алапаевский городской округ, к которому относится село. Алапаевск заслуживает того, чтобы хотя бы вкратце рассказать о нем. Здесь построили один из первых железоделательных заводов. В XVIII веке он перешел во владения промышленника Саввы Собакина (Яковлева), которому принадлежал также и чугуноплавильный завод в нашем Новоуткинске, а в те времена – Утке Яковлева. Век XIX связан с другим именем: Алапаевским горным округом руководил Илья Петрович Чайковский, отец известнейшего композитора. Сам Петр Ильич часть детства провел в Алапаевске. Век прошлый оставил такую отметку: в мае-июле 1918 году в Напольной школе Алапаевска содержались члены императорской семьи Романовых. В ночь с 17 на 18 июля они были казнены.

Вот в 17 километрах от города с примечательной историей и расположился пункт прибытия. Коптелово раскинулось на скалистом берегу реки Реж, о которой тоже есть что рассказать. Но не будем отвлекаться. Итак, как уже говорилось, поселение появилось в эпоху последнего русского царя и первого императора Петра I. Первая изба, срубленная Иваном Коптеловым, до сих пор стоит на берегу реки. Свой дом он поставил в устье родника. Источник жив и по-прежнему питает коптеловцев – в прямом и переносном смысле. Родники издревле на Руси считались источником жизни. Родниками называют наши традиции… В знак уважения к источнику местные жители 15 лет назад воздвигли часовенку над родником в честь уральского святого Симеона Верхотурского.

А вода в Коптелово и в самом деле особенная. Неслучайно сюда в первую очередь ведут гостей.

– Как нам рассказывали, вода всегда одной температуры – плюс четыре градуса. С ней связано множество легенд и поверий. Мол, местные девушки косметикой не пользуются, им кремы заменяет вода. А если есть заветное желание, чтобы оно исполнилось, надо умыться. Наши семиклассники, услышав о волшебном средстве, тут же дружно советом воспользовались. Однажды в село приехал американец, услышал историю об источнике и назвал его родником любви. Так теперь и повелось, – рассказывает мама одного из школьников Наталия Генералова, сопровождавшая экскурсантов.

Детей и взрослых поразил факт, абсолютно достоверный, не придуманный. Колодец стоит по соседству с домом Коптелова. Но подпол в избе никогда не заливало. Умели же предки выбирать место для дома!

В гостях у Калининых

Подтверждением того, насколько мастеровиты были наши прадеды, служит и тот самый дом бабы Кати. Изба срублена без единого гвоздя (!), топором, без пил и рубанка. Под углы положены четыре каменных валуна, прямо на землю – венцы сруба, над избой построена самцовая крыша. Так строили крестьяне на Руси. Так было для них привычно. А мы сейчас восхищаемся их мастерством.

Дом назван в честь Екатерины Тимофеевны Калининой, его выкупил музей в 1971 году. Вернее, так: хозяйка продала его на дрова, но основатель музея Александр Потоскуев не дал свершиться непоправимому и переуговорил бабу Катю. Баба Катя в этот дом пришла, когда вышла замуж за третьего сына Калининых и стала восемнадцатой в семье. Да, так было принято. Вот тут и жила большая семья. Сразу несколько поколений.

Когда будете входить в дом, учтите: проемы низенькие, и придется пригнуться. Если бы посетители и в самом деле оказались в гостях у Калининых, то их бы наверняка провели в красный угол, под образа. Если бы незваные да нежеланные, то на нищую лавку, что расположена у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

Да, в крестьянском доме все со смыслом. Эти тайные знаки современному человеку, что код да Винчи, а когда-то было обыденностью.
– Изба делилась на мужскую и женскую половину. На те же лавки куда попало сесть можем только мы, а раньше все было строго: «долгие» – для мужчин, лицевые – под окном, для детей и женщин. Вот тебе и домострой. За столом главное место было у деда. Пока он не начинал есть, никто ложку взять не смел. Дети об этом слушали, открыв рот, а я только успевала записывать, – делится Наталия Юрьевна.

Со значением и предметы быта. К примеру, кто бы мог подумать, что деревянный короб (или бадейка) окажется… манежиком для детей. Посидеть в ней у школьников вряд ли получилось, а покачать зыбку для младенцев – пожалуйста! Более того, всем желающим предложили на себе испытать, каково это – жить в своем доме без электричества. Например, поставить чугунок в печь: он оказался довольно тяжелым, а если бы там была каша? Или погладить белье деревянной лопаткой. Но были «гаджеты», которые не требовали столько усилий. Например, спецмашинка, помогавшая снимать сапоги, она же «ванька» или «денщик». Желающие испытали, как оно действует на современной обуви. Вполне годится для того, чтобы снимать кроссовки!
Восхищение и уважение к предкам только росло по мере знакомства с Коптелово. После избы бабы Кати всех повели знакомиться, как пахали и сеяли на Руси. Добро пожаловать в павильон сельскохозяйственных машин и агрегатов!

– Тут нам показали, какая техника применялась весной для обработки земли, какая – осенью. Мы узнали, что первую косу на Руси сделали в Артях. В 1827 году артинский завод выпустил первые косы для сельскохозяйственных работ, закаленные по технологии создателя русского булата – великого металлурга Павла Аносова, – продолжает листать свой блокнотик Наталия Генералова.

В селе Коптелово нашлось место и павильону сельских ремесел и промыслов. Внимание привлекают ткацкие станки, лодка-долбленка, на которой почти 200 лет назад крестьянин Борисихин плавал по реке и при помощи морды из ивовых прутьев ловил рыбу. Мелочь легко выскальзывала из прорех, а крупная оставалась, и ее хватало и на уху, и на жарево. Рыбку ловить посетителям не довелось, а вот посидеть за пряслами и попробовать самим спрясть – да.

– Ребят спросили, знают ли они, в чем разница между посиделками и вечерками? Интуитивно они догадались, в чем различие. На посиделки собирались девушки, чтобы поработать, а вечерки – это что-то вроде дискотеки, – добавляет классный руководитель Людмила Егорова. – Экскурсовод просто замечательная, она не дает скучать детям, постоянно вовлекает их. Это помогает лучше понять уклад наших прадедов. Наверняка после путешествия дети захотят больше узнать об истории своей семьи.

Какие еще вопросы задавали, говорить не станем, ведь вы еще не побывали в Коптелово. Зачем портить сюрприз? Лучше расскажем о двух других диковинах. В музейном комплексе одну избу отвели под дом русских сказок. Тут тебя встречают и дед с бабкой, достоверность придает коллекция детских игрушек минувшего века. А в каменном доме (такие строили богатеи) местного торговца Торопова разместили музейную экспозицию, посвященную истории села: от появления первого доктора в 1884 (!) году до современного главы.

Одним словом, три часа в музее истории земледелия и быта крестьян пролетели как мгновение. Ребят попросили написать отзывы в качестве «домашнего задания». И в каждом сочинении не было простых фраз «мне понравилось», каждому захотелось чем-то поделиться.

Телефон музея истории земледелия и быта крестьян в Коптелово: 8(34346)7-33-31. Музей работает с 09.00 до 15.00 ежедневно, кроме понедельника и вторника. Для посещения лучше записываться заранее.

Как добраться

182 километра разделяют Первоуральск и село Коптелово.

Чтобы попасть в село, надо ехать по трассе Р242, затем уходим на ЕКАД, далее двигаемся по Режевскому тракту, около Режа поворачиваем на Алапаевск. Не доезжая до Алапаевска, нужно свернуть с основной трассы направо – на Ирбит, Коптелово. Село находится в 3 километрах от поворота.
GPS-координаты музея: N 57о 42.384/; E 61о 51.532/.

Где перекусить

В самом Коптелово есть столовая. Кормят там просто, но голодным не уйдете. Также рекомендуем поинтересоваться у сотрудников музея, где находится булочная. Коптеловцы гордятся, какой вкусный хлебушек у них стряпают, и уехать без буханки неинтересно. Как и без бутыли с водой из родника любви.

Похожие новости
  • ЗА МОЛОКОМ И МОТОЦИКЛОМ
  • БЛИНЫ ПО-РУССКИ И «КАТЮША» ПО-АФРИКАНСКИ
  • «РОДНЫЕ НАПЕВЫ» ОТ КАВАЛЕРА ОРДЕНА ТРУДОВОЙ СЛАВЫ
  • Хоккеисты «Уральского трубника» отправились в Новоуральск