Новости Первоуральска
[location-weather id="12010"]
logo

Красный сокол Александр Силантьев

13.12.2019

Вы помните, где в Первоуральске была планерная станция? А знаете, что она стала «трамплином» для маршала авиации, которому в годы войны довелось совершить подвиг Маресьева? Вот такие факты прозвучали на «Шайтанских чтениях».

Красный сокол Александр Силантьев


Вы помните, где в Первоуральске была планерная станция? А знаете, что она стала «трамплином» для маршала авиации, которому в годы войны довелось совершить подвиг Маресьева? Вот такие факты прозвучали на «Шайтанских чтениях».

Небесная охрана Жукова

О судьбе Александра Силантьева – именно о нем пойдет речь – рассказала Ольга Долгих, заведующая технической библиотекой АО «ДИНУР». Как подчеркнула Ольга Алексеевна, ни в коем случае наш город не претендует на то, чтобы добавить к списку первоуральских Героев Советского Союза фамилию отважного летчика. Но мы должны сохранить в истории города эту страничку, когда два года, с 1935-го по 1937-й, Александр Петрович возглавлял Первоуральскую планерную станцию и учил мальчишек летать. Его судьба наверняка может окрылить сегодняшних мальчишек.

Красный сокол Александр Силантьев

Что же послужило отправной точкой?

– Занимаясь изучением истории комсомольской организации Первоуральского динасового завода, я нашла воспоминание одного из старожилов поселка Александра Винокурова, который писал: «С сентября 1935 года в бараке за заводом начал работать кружок планеристов под руководством комсомольца, инструктора планерного спорта Александра Петровича Силантьева, кумира поселковой молодежи. Ребята изучали устройство планера, немного теорию полетов, а главное – летали. Это было за станцией Подволошной на поле и на горе, где сейчас находится стадион НТЗ».

Далее, продолжила собеседник, было указано, что одного из комсомольцев завода Владимира Благинина как лучшего планериста направили на курсы инструкторов-планеристов. А инструктор Александр Петрович Силантьев ушел в 1939 году в ряды Красной Армии. С первых дней войны отважный летчик находился на фронте и уже осенью 1941 года получил звание Героя Советского Союза. Этот факт, несомненно, заслуживал того, чтобы приступить к сбору информации.

Итак, родился Александр Силантьев 23 августа 1918 года в поселке Шарташ. После окончания семилетки Александр пошел в ФЗУ при заводе «Металлист» (ныне завод им. Свердлова), а затем стал работать там слесарем-сборщиком и одновременно учился в планерной школе. В то время советские мальчишки жили мечтой о покорении неба. Авиация стремительно развивалась в тридцатые годы прошлого века. Однажды на завод пришел представитель аэроклуба агитировать ребят записываться в планерную школу. Желающих оказалось немало. Как потом напишет в своих воспоминаниях Александр Петрович, «записался и я, но, скорее, не из-за большого желания стать профессиональным авиатором, а потому, что все записывались. Потом многие отсеялись, а я остался».

В 1938-м молодой человек поступил в школу пилотов, потом был переведен в летное училище и, закончив его в сороковом году, направлен для прохождения службы в Западный особый военный округ. Там и застала Александра Силантьева война…

– Первый воздушный бой молодой летчик принял под Минском. Сбив немецкий «Юнкерс», сам был подбит, но остался жив и за полтора месяца войны совершил около 50 боевых вылетов. После получения новых истребителей «ЛаГГ-3» 160-й Истребительно-авиационный полк вернулся на фронт, но уже под Ленинград, – говорит Ольга Долгих. – 12 сентября 1941 года Александр Петрович Силантьев сопровождал в группе транспортный самолет «Дуглас», на котором летел командующий Ленинградским фронтом Георгий Константинович Жуков. Заметив четыре немецких Ме-109 («мессершмитов»), готовящихся к атаке, Силантьев вступил с ними в бой. С первой же атаки он сбил один немецкий истребитель и отогнал остальных. Командующий фронтом благополучно приземлился на Комендантском аэродроме в Ленинграде.

36 часов до своих

То, как дальше сражался старший лейтенант Силантьев, зафиксировано в оперативных документах. Вот лишь один эпизод из этой хроники. Фронтовая обстановка в те дни еще более осложнилась: противник овладел Тихвином и подошел к городу Волхов, перерезав единственную железную дорогу, по которой к перевалочной базе на Ладожском озере подвозилось продовольствие для осажденного города.

Но уже в середине ноября 1941 года наши войска освободили Тихвин от фашистов. В сражении за город особенно ожесточенные бои развернулись за железнодорожный вокзал.

– Почти в сплошном тумане сражались в небе наши летчики, трудно было найти и поразить цель, но ослабить огонь противника, отвлечь его на себя можно. Около часа группа самолетов под командованием Силантьева находилась над целью, наши самолеты совершили по шесть заходов: штурмовали, стреляли, гудели… Воздействие производили, скорее, психологическое. Гитлеровцы прятались, огонь ослабевал. А это и нужно было нашей пехоте. Именно в один из таких моментов бойцы поднялись в атаку и завладели вокзалом. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 декабря 1941 года старшему лейтенанту Силантьеву присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К этому времени Александр Петрович совершил 203 боевых вылета, провел 23 воздушных боя, сбил 7 вражеских самолетов и 1 аэростат. Кроме этого, совершил 12 вылетов на разведку противника, доставив командованию целый ряд ценных сведений. Уже в послевоенное время Александру Петровичу Силантьеву в числе восьми воинов, отличившихся в боях за освобождение Тихвина, было присвоено звание почетного гражданина города.

В «Комсомольской правде» от 15 апреля 1942 года на первой странице был помещен портрет Александра Силантьева и рассказ об очередном подвиге отважного летчика. Это был третий случай, когда сбили его самолет. От прямых попаданий вражеских снарядов и пуль были разбиты бронеспинка, приборная доска, маслобак. Сам летчик был ранен в ноги. Самолет упал на деревья. При ударе отлетели хвост, мотор, плоскости. Кабина перевернулась несколько раз, но, к счастью, встала торчком. Александр быстро отстегнулся и, еще не чувствуя боли в раненых ногах, отбежал от пропаханной в снегу самолетом борозды. «Мессеры», пикируя, продолжали добивать беззащитный ЛаГГ. Но, как ни старались, а поджечь его не смогли.

С капота мотора Силантьев отвинтил две стальные пластины и смастерил себе лыжи. Двигаться решил в сторону известного аэродрома ночных бомбардировщиков, до него было километров пятнадцать. Передвигался с большим трудом. Снег – по грудь, мороз –градусов в тридцать. Да еще быстро темнело. Очень боялся сесть, хотя от усталости и боли буквально валился с ног. Когда уже не мог сделать и шага, пристегивался широким ремнем к дереву и, обняв его, дремал несколько минут… До аэродрома добрался через тридцать шесть часов. Последний километр преодолевал 12 часов.

К концу войны отважный летчик совершил 365 боевых вылетов, участвовал в 35 воздушных боях, в которых сбил лично 8 самолетов противника. Еще 16 самолетов сжег на земле при штурмовках вражеских аэродромов.

Красный сокол Александр Силантьев

Столь же блистательным был послужной путь Александра Силантьева и в мирное время, но это уже другая история. Скажем только, что Александру Петровичу было присвоено звание маршала авиации. Жил в Москве, где и скончался…

Наталья Подбуртная
Фото предоставлено центральной библиотекой

Похожие новости
  • В Первоуральске пройдут двадцать пятые «Шайтанские чтения»
  • У комсомола есть преемник
  • «Чтобы все успеть, я составляю план»
  • Полет в Билимбае отозвался в Вашингтоне