«Я – и есть студия!» – так коротко и емко, и как точно охарактеризовала себя Эльгиза Рамазанова, руководитель цирковой студии «Улыбка». Так во всех отношениях с улыбкой Эльгиза идет по жизни и заражает окружающих своей яркой энергетикой. Руководитель и тренер «Улыбки» рассказала «Вечерке», как цирк ворвался в ее жизнь и как все-таки она нашла свое призвание – призвание творить.
«МНЕ ВСЕ ВРЕМЯ ГОВОРИЛИ: УЙМИ СВОЮ ФАНТАЗИЮ…»
«Я – и есть студия!» – так коротко и емко, и как точно охарактеризовала себя Эльгиза Рамазанова, руководитель цирковой студии «Улыбка». Так во всех отношениях с улыбкой Эльгиза идет по жизни и заражает окружающих своей яркой энергетикой. Руководитель и тренер «Улыбки» рассказала «Вечерке», как цирк ворвался в ее жизнь и как все-таки она нашла свое призвание – призвание творить.
Не просто работать – пахать
Нахожусь посреди изобилия разных костюмов и обручей… Это первое, на что падает взгляд в пестрой кладовой цирковой студии «Улыбка». Вокруг множество коробочных этажей с реквизитом. На каждом – свое название, чтобы не запутаться. Вот со спины меня деликатно обволакивают пышные белые платья со светодиодной лентой на юбке. В голове проносится мысль: наверное, сделано своими руками. И я оказываюсь права.
– В студии я много чего могу сделать сама. Реквизит, костюмы… Я научилась даже паять! Обклеивать, мастерить – не вопрос. Этот принт на костюме составлен вручную из кусочков ткани. И пайетки пришиты по контуру. А вот, например, стразы на корсете, приклеенные вручную, видите? Это одни из первых наших костюмов. Сделано либо мной, либо моей мамой, – рассказывает Эльгиза Рамазанова. – Конечно, мы и заказываем цирковой реквизит. Вот, например…
Эльгиза достает из коробки тарелку, ловко раскручивает на палочке и спрашивает:
– Хочешь попробовать?
– Конечно, хочу! – отвечаю я. – Из лука стрелять мне уже приходилось, а вот управляться с цирковым реквизитом – еще нет.
Беру другую палочку, и Эльгиза передает мне уже крутящуюся тарелку. Получается довольно просто и легко. Ух! Как будто к магии прикоснулась… Но, между тем, я понимаю – это всего лишь то, что принято называть удачей. Успех зарыт намного глубже. Эта мысль и стала неким лейтмотивом нашей беседы.
– Цирк дает способность преодолевать, умение работать. Даже не просто работать, прямо пахать. И делать, конечно, что-то прекрасное и дарить это людям. А самое главное здесь – целеустремленность. Еще цирк развил во мне работоспособность: могу делать одновременно десять дел, – улыбается Эльгиза Рамазанова.
– Я – цирковая всю жизнь, занимаюсь этим вот уже 37 лет, – отмечает Эльгиза Рамазанова. До переезда в Первоуральск тренер и руководитель студии успела поработать в Ташкентском цирке и в Санкт-петербургском цирке «Буфф». Кроме того, Эльгиза Рамазанова окончила институт музыкального и художественного образования УрГПУ в Екатеринбурге, а позже там же институт физической культуры.
Цирковым искусством руководитель студии «Улыбка» занимается с детства. Что привело в цирк? Случай…
– Когда мне было лет шесть, мы случайно попали на тренировку в цирковую студию. Это было в городе Джизак Узбекской ССР. Примерно полугодом ранее бабушка отвела меня в музыкальную школу, я занималась на скрипке. Все это было довольно смешно, потому что скрипка была больше меня. Я была очень худенькой и с большой головой… И вот мы как раз возвращались с занятий по скрипке, случайно зашли в местный дворец культуры и попали на тренировку цирковой студии. Я загорелась! – рассказывает Эльгиза. – Спустя какое-то время я уже окончательно и осознанно пришла в студию. Потому что считала, что цирк – это мое, мне это нужно! Правда, в качестве зрителя на представлениях была, наверное, один-два раза.
Хотя, по словам Эльгизы, цирковая студия появилась в ее жизни случайно, позднее она вспоминает яркий пример из детства, который, на мой взгляд, довольно красноречив и говорит сам за себя…
– В детстве мне постоянно говорили, что я много фантазирую. Я устраивала концерты и спектакли. По 5 копеек собирала с детей, сажала в подъезде на лестничном пролете. И на площадке мы давали спектакли, концерты с занавесом… Мне все время говорили: уйми свою фантазию, – смеется Эльгиза Рамазанова. – Это было интересное время.
Согласно золотому правилу
В основах циркового мастерства лежит не только колоссальный труд. Эльгиза Рамазанова солидарна с мнением о том, что классика – основа всего: и музыкального, и балетного, и циркового искусства в том числе.
– Работать под классику непросто. Самое главное – ее не опошлить. В номерах, которые я готовлю, тоже стараюсь обращаться к классическому искусству, а чтобы было интереснее – беру в обработке. К примеру, сейчас мы делаем новый номер с одним из моих учеников, который хочет поступать в эстрадно-цирковое училище. Ставим под Моцарта: там все очень пантомимно, он много гнется, все это с реквизитом… – делится Эльгиза. – В студии мы делаем и много командных номеров. Дети должны уметь работать в команде. Здесь идет большая работа: дети преодолевают себя, и я преодолеваю себя, работая с ними. Видите, начинаю рассказывать о себе и сразу перехожу к студии. Потому что я – и есть студия,– смеется Эльгиза Рамазанова. – Это мое кредо…
Студия циркового искусства «Улыбка» существует уже 5 лет. Сейчас кроме привычного жонглирования в студии активно развивается направление акробатики, гимнастики и эквилибристики на катушках и на стойках. В студии «Улыбка» занимается более 60 человек от 5 до 50 лет. Причем прийти сюда, чтобы стать циркачом, может любой желающий.
– Золотое правило студии – отработать трюк за тренировку не менее ста раз! Вот как говорят: «это нужно впитать я молоком матери», так же и тут. Надо запомнить, что если ты десять раз повернешь эту палочку, то на тот самый десятый раз она у тебя начнет поворачиваться сама, а на сотый раз она у тебя будет вертеться вот-вот-вот так! И мозг подключается – работают оба полушария, – рассказывает руководитель цирковой студии «Улыбка». – А вообще, я считаю, любой человек может научиться всему, что мы делаем. Раз уж я научилась даже паять… К примеру, начинаем с того, что разрабатываем кисти жонглированием, подкидываем предметы. Кстати, жонглирование – это профилактика атеросклероза. Потихонечку-потихонечку, благодаря поэтапной работе дальше можно такие элементы научиться делать, что не каждый гимнаст сможет. Например, одна женщина у нас «накачала» два шпагата и смогла даже уйти в затяжку. То есть, сидя на шпагате, прогнуться и взяться рукой за щиколотку. Это вот затяжечка… Все благодаря труду.
Близится Международный день цирка. Однако этот праздник – не единственный и даже не главный повод для знакового мероприятия. Цирковая студия празднует пятилетний юбилей. И в связи с этим «Улыбка» готовит для первоуральцев большое цирковое представление под названием «Осторожно! Цирк», которое состоится уже послезавтра. Коллектив защищает звание «образцовый коллектив». Зрителей ждет насыщенная программа: новые и уже фирменные номера, представление на унициклах, выступления в жанре антипод и новые яркие костюмы.
Однако успех кроется не только в отточенных трюках. Главным критиком, каким бы строгим он ни был, все равно остается зритель.
– Из чего состоит цирк? Не только из трюков. Там и кордебалет, и костюмы, и музыка, и световое оформление… И тогда это смотрится сказочно и завораживает публику. Знаете, иногда зритель может не среагировать на сложный трюк, просто не понять его, а на промежуточные элементы – даст аплодисменты. Поэтому мы ищем, чтобы была золотая середина. Чтобы и трюк был достаточно сложный, и чтобы красиво было, и чтобы зрителя зацепить.
Мария Злобина
Фото Анны Неволиной и из архива Эльгизы Рамазановой