И журавли стремятся в небо
ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА ПОБЕДУ
Сегодня «Вечерка» приглашает вас, уважаемые читатели, в город-спутник Екатеринбурга – Верхнюю Пышму, где расположился музей военной техники – самый лучший на Урале и один из крупнейших в стране. Он открылся 9 мая 2005 года, к 60-летию Победы. Первое время экспозиция состояла всего из десяти образцов, но каких боевых! Самым бесценным экспонатом стала легендарная реактивная установка БМ-13 «Катюша», принимавшая участие в параде 1945 года!
О ветеране ЗАО «Русский хром 1915» Владиславе Маркове, который стал нашим гидом, можно сказать, что на мир он смотрит сквозь объектив фотоаппарата. Фотография для него больше, чем увлечение, это даже образ жизни. А когда бывшим работникам Хромпикового завода предложили побывать в одной из главных достопримечательностей не только Верхней Пышмы, но и Урала, то с удовольствием согласился. Великая Отечественная война для него, как и для старшего поколения, значима и близка.
И журавли стремятся в небо
Что еще интересно, музей военной техники создан по инициативе Уральской горно-металлургической компании. Ее поддержало командование Приволжско-Уральского (ныне – Центрального) военного округа.
– Мы словно приехали в гости к побратимам: сами заводские, к тому же наше родное предприятие внесло свой вклад в Победу. Первое, что для себя отметили, что вход в музей располагается рядом с мемориальным комплексом «Журавли» в честь работников Пышминского медеэлектролитного завода, погибших на полях сражений Великой Отечественной. Думаю, понятно, что же вдохновило архитектора на такое название,– отметил собеседник «ВП». – Как нам рассказали, когда комплекс открывали, по просьбе ветеранов войны установили две пушки, которые помогали освобождать Белоруссию. Технику нашли поисковики и передали УГМК. С этого и начался музей.
Экспозиция, продолжил Владислав Маркин, формировалась не один год. И к настоящему моменту представляет собой панораму вооружения от Первой мировой до наших дней. Итак, с чего начнем?
– Музей – это многофункциональный выставочный центр и открытая площадка, – поясняет наш гид. – Все экспонаты снабжены табличками, читая их, словно листаешь учебник. Вообще незабываемое ощущение – видеть вооружение, о котором рассказывали фронтовики, которое показывали в кино.
Большая компания под открытым небом
«Заглянем» на открытую площадку. Здесь разместилась большая коллекция бронетехники, артиллерии, установок залпового огня, самолетов, кораблей. Среди них немало редких экспонатов: 152-мм гаубица образца 1909 года, 203-мм гаубица Б-4, легкие танки МС-1 и Т-26 в двухбашенном варианте и другие. Между прочим, обратил внимание первоуралец, красуется и первый самолет с реактивным двигателем БИ-1, созданный в Билимбае. И он – не единственный уралец: многие танки и пушки были изготовлены в Свердловске, Перми, Челябинске.
Что еще важно, в музее собраны базовые модификации танка Т-34 и практически все советские самоходные артиллерийские установки времен Великой Отечественной войны и послевоенного периода.
Броня для «Овечки» в камуфляже
И это еще не все. Под открытым небом разместилась железнодорожная стан-ция-музей «Узловая», открывшаяся в 2015 году. Табличка на здании вокзала указывает, что эта экспозиция посвящена подвигу советских железнодорожников. На семи путях расположены основные типы эшелонов того времени вместе с подлинными паровозами и подвижным составом 40-х годов XX века: санитарные и пассажирские вагоны, «теплушки», 4-осные и 2-осные платформы, бронеавтомобили на железнодорожном ходу, вагон-цистерна, зенитные платформы. В центре железнодорожной экспозиции разместился настоящий бронепоезд.
– На таких эшелонах перевозили в тыл промышленные предприятия. На бронепоезде – войска и людей. Внимательность к деталям поражает и вызывает уважение: бронепоезд – обычный поезд, обшитый броней толщиной в 45 миллиметров, еще и раскрашен в хаки – для маскировки, как было в годы войны, – сказал наш экскурсовод.
Добавим, что на станции есть и колонка для залива воды и угольный «журавль». Хоть сейчас можно отправлять состав в путь!
Добавим, на то, чтобы создать «Узловую», понадобилось два года. За основу взяли фотографии 1943 года ревдинской станции Капралово. Два паровоза серии ОВ – их называют «овечками» – привезли из Ямальской тундры, с заброшенной «мертвой дороги», которую в конце 40-х годов строили заключенные ГУЛАГа. Чтобы доставить раритеты на большую землю, пришлось отправлять три масштабных экспедиции. За два месяца паровозы разобрали на части и на самом большом в мире грузовом вертолете Ми-26 доставили до ближайшего транспортного узла, а потом еще две тысячи километров везли на автотралах.
Приготовьтесь к тому, что краткое знакомство со станцией займет около получаса, а если захотите еще и погрузиться в эпоху, читая информационные таблички, то час.
«Кобра», «Малютка» и «Клим Ворошилов»
Совершив «путешествие», пора побывать в выставочном центре, о котором говорилось ранее. Он занимает три этажа.
– На первом этаже размещены коллекции советских легких танков, тягачей 30-40 годов XX века, а также самолетов стран антигитлеровской коалиции. На втором этаже – советские бронеавтомобили, автомобили военного назначения, мотоциклы, аэросани, полевые кухни. На самом верху увидим военную историю Урала с XVIII века до начала XXI. Здесь представлены награды императорской России, образцы униформы и снаряжения, личные вещи, документы и награды уральцев – участников различных войн. Также холодное и огнестрельное оружие, – перечисляет Владислав Марков.
Да, перечисление экспонатов музея звучит как песня для всех, кто интересуется военной техникой и историей: советская летающая лодка МБР-2, американский истребитель-бомбардировщик Bell P-63 Kingcobra, тяжелый танк КВ – назван в честь Клима Ворошилова…
– … подлодка «Малютка», самые малоразмерные подводные лодки в Советском Союзе во времена Второй мировой. А еще мотоциклы, в том числе и М-72, не поступавший в продажу до 50-х годов, и «Освободитель» от Harley-Davidson Motor Company, – добивает Владислав Васильевич.
Тут пора ставить точку и сказать, что музей – это не просто хранитель истории. Здесь же проводят уроки истории, для детей есть студии, организуют квесты. И техника не стоит, а продолжает служить, участвуя в параде 9 Мая в Екатеринбурге, в Пышме и в мероприятиях, где требуются ретроавтомобили.
Эти прожекторы ослепили Берлин в 1945-м
Не менее интересна и судьба экспонатов музея военной техники УГМК. Часть из них – настоящие боевые, восстановленные в цехе реставрации. Например, быстроходный танк Б-7, у него даже был расплавлен двигатель. «Начинку» заменили итальянскими деталями, а вот следы от пуль оставили – для Истории. И теперь танк управляется джойстиком, с чем справится и ребенок. Другие экземпляры – копии реальных образцов, изготовленные специально для музея.
Одной из первых машин, которую восстановили работники цеха, стал грузовик ЗИС-5. На нем специалисты отрабатывали технологию по замене старых деталей новыми – вживили двигатель от автомобиля ГАЗ-53. В кузове находится прожектор, который использовался во время взятия Берлина для психологической атаки на противника. Зрелище не для слабонервных: ночью внезапно включали сразу много прожекторов, и грузовики шли на противника вместе с танками. Кроме того, эти прожекторы помогали найти самолет в небе.
Благодарим за сотрудничество музей военной истории УГМК
Как добраться
Из Екатеринбурга: на автобусе или маршрутном такси №111 от станции метро «Проспект Космонавтов» до остановки «Металлургов». Музей стоит через дорогу. На машине доехать из Екатеринбурга можно по проспекту Космонавтов в сторону Верхней Пышмы, затем по улице Советская. Музей будет слева, после заправки «Газпромнефть».
Голосовое меню музея военной техники поможет вам оперативно записаться на экскурсии, узнать о режиме работы музея, получить информацию о стоимости услуг и работе интерактивной площадки: 8(34368)4-67-84. Запись на интерактивные уроки: 8 (34368)4-97-85.
Где перекусить
Варианта два: взять с собой сухпаек либо зайти в кафе, открытое на территории музея. Подкрепиться захочется: впечатлений ждет море, и потребуется «подзарядка».
Когда приехать
Музей открыт с мая по сентябрь – с 10.00 до 22.00 и с октября по апрель – с 10.00 до 18.00. Выходной – понедельник. Вход на территорию бесплатный. Чтобы попасть в выставочный центр, надо купить билет.