«Вот этот фотоаппарат, «Агат», мне подарили. Видите, надпись: «от министра обороны». Но я на нем ни кадра не сделал. Он нерабочим оказался», – с этими словами Владимир Шардаков ставит подарок на полку, к его коллегам – «Смене», «Зениту», «ФЭД» и далее по списку. Эти названия для многих поколений звучат как музыка. Так и хочется сказать: «Остановись, мгновение». Оно прекрасно, ведь за ним – воспоминания.
ПОДАРОК МИНИСТРА ОБОРОНЫ ТОЛЬКО ЩЕЛКНУЛ
«Вот этот фотоаппарат, «Агат», мне подарили. Видите, надпись: «от министра обороны». Но я на нем ни кадра не сделал. Он нерабочим оказался», – с этими словами Владимир Шардаков ставит подарок на полку, к его коллегам – «Смене», «Зениту», «ФЭД» и далее по списку. Эти названия для многих поколений звучат как музыка. Так и хочется сказать: «Остановись, мгновение». Оно прекрасно, ведь за ним – воспоминания.
В кадре…
И так кадр за кадром получается фильм под названием жизнь. Выставка фотоаппаратов «Остановись, мгновение» открылась в кинотеатре «Восход». Ведь что предшествовало кино? Правильно, фотография. Владимир Шардаков, владелец большинства экпонатов, для создания киноатмосферы, как истинный ценитель, добавил еще и открытки, так или иначе связанные с кино и тем временем, и не только. Почти все – из его ретрозапасов, которые живут в Доме культуры ЦКС села Битимка. А почти потому, что некоторые экземпляры – довоенной поры из коллекции фотографа Артема Закрина. Владимира Николаевича и Артема подружило сообщение в соцсетях. Вот такое кино получилось.
Так что составило основную экспозицию? Владимир Николаевич улыбается – часть экземпляров чудом не отправилась на свалку как хлам. А теперь они получили повышение.
Итак, начнем с главных героев.
– Здесь представлены в основном все модели камер, которые были у нас в советское время. Почти вся послевоенная «Смена», есть «Смена-8М» – она вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая массовая модель, еще «Киев-2», «Москва», «Любитель» и так далее, – перечисляет марки собеседник. – За что ценились советские фотоаппараты? За объектив, особенно ленинградские. И многое зависело от того, как настроишь, какие параметры выставишь. Промахнешься – и кадра нет.
«За кадром», увы, остался «Фотокор-1», что был в ходу до сороковых годов прошлого века, тот самый, из которого «вылетала птичка». Вместо пленки была пластина, а сам он раздвигался гармошкой. Он не попал на выставку, поскольку габариты не для полок.
Далее, представлены и фотоувеличители, причем есть даже переносной. Еще пакеты с реактивами: в ту пору фотографирование было сродни алхимии – и по трудоемкости процесса, и по волшебству результата.
Кадр при минус сорока
Сам коллекционер увлекся фотографированием классе в седьмом-восьмом. В основном пользовался «Сменой и «Зенитом». Друзья, пейзажи родной Битимки, покос – все сюжеты из окружающего мира попадали в объектив. Некоторые из тех снимков тоже есть на выставке.
А когда Владимир Шардаков учился в Томском высшем военном командном училище связи, в ходу был «Агат». Нет, еще не «оборонный», о нем чуть позже. Сначала небольшое историческое отступление: «Агат» выпускался под самый закат СССР на минском заводе БелОМО, это был первый образец компактного фотоаппарата, рассчитанного на массового потребителя. Камера заряжена обычной 35-миллиметровой пленкой в стандартной кассете. Только вот кадр не обычный, 24х36, а его половинка – 24х18. Настоящая находка для туриста – и для курсанта, не надо лишний раз менять пленку.
– Я в училище на всю роту таким «Агатом» фотографировал, потом фотографии печатал, всю ночь, – улыбается Владимир Николаевич. – Есть кадр, где мы железнодорожные пути ото льда долбим, станция Томск-2. В подшинельных фуфайках – без воротничков, в ушанках. На улице было минус сорок, руки к ломику в момент примерзали. Поэтому полчаса долбим – нас сменяют, идем оттаивать. Ну как не сделать кадр?!
Что же касается «Агата» с дарственной надписью, то его офицеру-связисту Владимиру Шардакову вручили, уже когда он служил в Прибалтике в ракетном дивизионе. Это была награда за учения.
Шаляпин и другие звезды
Мгновения истории связаны и с другими экспонатами выставки. Раз она поселилась в кинотеатре, то также здесь можно увидеть и передвижную киноустановку «Украина».
– С такими по деревенским клубам раньше ездили, – добавляет собеседник. – Мне ее подарили. Человек раньше радиомастером был. Говорит, работала. Перед тем, как мне отдать, он соседям фильм показывал, на улице. Он еще и лампы запасные отдал. Они мощные: если пленка рвалась, сразу плавилась.
У Владимира Николаевича тоже есть мысль испытать «передвижку» в деле. В наличии даже настоящий экран, кассета. Жаль, что колонка одна – для стереозвука надо две.
– Надо на Ютубе ролик посмотреть, как пленку заправлять, – рассуждает он вслух, – петлю вверх или вниз. Неправильно сделаешь – и порвешь. Надо будет в спокойной обстановке провести испытание.
Смотрим «кадры» прошлого дальше. Фотоаппарат, фильмы… Да, конечно, открытки!
– Две фотографии 1915 года, натуральные, и еще открытки 50-х годов, но они сняты с открытки 1902 года. Это Шаляпин и известные артисты того времени. Пришел как-то в гости, мне дали папку посмотреть, ее на выброс приготовили. Смотрю, а там открытки начала прошлого века! Попросил себе, – продолжает экскурсию Владимир Николаевич. – Еще добавил фотографию женщины, по ее прикиду – кожанка, фуражка со звездочкой – видно, что это 1919 год. У нас тогда как раз Колчака прогнали, но это другая история.
Наша экскурсия подходит к завершению. Да, хорошая идея: пришли в кино и оказались на выставке. Или наоборот: пришли на выставку и заодно посмотрели фильм. Добавим, что кинотеатр «Восход» работает со среды по воскресенье, с 13 часов.
Наталья Подбуртная
Фото Андрея Попкова