logo

«УМЕЮ, НЕ УМЕЮ – А ПЕТЬ ХОЧЕТСЯ!»

12.10.2019

«УМЕЮ, НЕ УМЕЮ – А ПЕТЬ ХОЧЕТСЯ!» категория: Проекты / Призвание творить,12-10-2019, 12:00, «Белиссимо» – это прекрасно!» – с таких слов начинает рассказ Наталья Бессонова о своем коллективе. «Корабль» назван хорошо и метко, потому и плывет соответствующе: стремление к совершенству в этой певческой семье идет нон-стопом. На прошлой неделе у «Белиссимо» состоялся очередной отчетный концерт, […]

«УМЕЮ, НЕ УМЕЮ – А ПЕТЬ ХОЧЕТСЯ!»


«Белиссимо» – это прекрасно!» – с таких слов начинает рассказ Наталья Бессонова о своем коллективе. «Корабль» назван хорошо и метко, потому и плывет соответствующе: стремление к совершенству в этой певческой семье идет нон-стопом. На прошлой неделе у «Белиссимо» состоялся очередной отчетный концерт, а на будущий год предстоит подтверждение звания народного коллектива и празднование 15-летнего юбилея.

Коллектив хоровых династий

Наталья Бессонова, руководитель народного коллектива арт-студии «Белиссимо», умело совмещает в себе и аккомпаниатора, и дирижера, и вокалиста. В такой последовательности она, собственно, и приобретала эти навыки. Сначала в музыкальной школе, потом – в училище, а заключительным звеном образования стала консерватория.

Однако начиналось все с репетиций буквально на коленках.

– Наверное, все благодаря маме, – размышляет Наталья. – В детстве у меня был маленький рояльчик, клавиш было мало, игрушечный такой. Я играла и мечтала, чтобы их было много, мне так хотелось… Мама у меня мечтала с детства петь и потом отдала меня в музыкальный кружок. Мы вместе учили ноты, и сначала, когда не было инструмента, она на бумажке рисовала мне клавиши и мы так играли. Пианино потом, конечно, появилось. Ну, а в десятом классе я уже точно знала, что дальше пойду по музыке.

Сейчас в коллективе «Белиссимо» многие воспитанники появляются тоже благодаря родителям.

– У нас тут целые кланы семейные, династии! Папа ходит поет, сыновей приводит заниматься или дочерей. Или вот есть девочки – старшая сестра ходит, потом младшую привели, потом еще помладше. Есть мамы с дочками. Одни – в женском хоре, другие – в детском ансамбле.

Народный коллектив арт-студия «Белиссимо» насчитывает более 60 человек и совмещает сразу несколько ансамблей и хоров: женский хор «Бессонница», детский ансамбль «Сюрприз», коллектив «Спутник» и мужской хор «Белиссимо».

Наталья рассказывает, что взрослые потянулись благодаря участию в конкурсе, «Битва хоров», где, кстати, «Белиссимо» неоднократно завоевывал первые места и гран-при. Так в 2012 году появился смешанный хор, затем на следующий год к коллективу присоединились медицинские работники, а уже в 2015 году участие в «Битве» принимал исключительно мужской хор.

За мечтой – мечта

Как в коллективе Натальи появились мужчины – история отдельная и интересная. Во время участия во второй «Битве хоров» сильная половина уже участвовала в творческой жизни коллектива. Сначала было пять человек, потом семь. А потом…

– А потом я подумала: как было бы интересно собрать много мужчин. Появился бы мужской хор. И парни как-то вдохновились, позвали своих друзей. Те пришли и с радостью остались.

И так, отбросив все сослагательные наклонения, мужской хор вырос почти до 15 человек. Репертуар тоже продолжает расширяться.

– Есть популярная эстрада, например, «Любэ». Они, конечно, очень подходят мужскому хору. И а-капелла поем. На «Битве хоров» исполняли церковную музыку. Русские народные песни также у нас: «Ой, да степь широкая», «Когда мы были на войне»… А «Эй, ухнем» как звучит в мужском составе – не описать: когда они все собрались, такая вибрация стояла – дрожь до пяток. Как затянут многоголосье!

Наталья также признается: ограничений для репертуара нет. Что «зажигает» – то и берут. Пара задумок на будущее уже тоже есть. Наталья философски зовет их мечтами.

– Хочется попробовать григорианское пение. А еще хочу, чтобы мужчины вышли все на сцену с гитарами, многие из них играют.

А между тем часть хористов совсем не знает нот. Окружающие тому удивляются, особенно на конкурсах, мол, как тогда можно так петь?

– Умею, не умею – а хочется! Если люди приходят петь, значит чувствуют, что могут, – считает Наталья Бессонова.

Кроме того, руководитель «Белиссимо» уверена, что каждый предрасположен к вокальным умениям, просто этот навык лучше развивать с детства. Ну, а если с детства не сложилось – тоже не беда.

– Начинаем прослушивать. Играю ноту и ищу на каком отрезке человек слышит. Если попадает – я за нее цепляюсь. Постепенно прибавляем ноты и расширяем отрезок диапазона. Вообще, мужчины быстро распеваются. Правда, некоторые через полгода, а кто-то месяц-два и уже сливается в многоголосье.

А что до знания нотной грамоты, то на это у Натальи тоже есть своя рецептура.

– Когда песни сложные, я все-таки им пишу ноты. Партии расписываю: басы, тенора, баритоны. Все равно видно, как идет мелодия – вверх или вниз, так и ориентируются. Объясняю знаки, длительности и паузы. Это постепенно запоминается. Я с ними тоже развиваюсь, – смеется Наталья. – Сама стала низко петь, ухожу в басы.

«Ну, и как я вам?»

– Когда хор только появился, мой педагог из консерватории приезжала в ДК посмотреть на нас, – вспоминает Наталья Бессонова. – Она была в восторге от того, что люди с рабочими руками, готовые держать гаечный ключ, приходят и так поют, так отдают душу этому делу. Кстати, после мы получили приглашение и несколько раз выступали в консерватории с детским и мужским коллективами.

Это, пожалуй, самое удивительное. Профессия подавляющего большинства мужчин-хористов не связана с музыкой. Они работают на производстве, в сфере туризма, в правоохранительных органах, на фабриках. Это, конечно, список не весь.

Например, Альберт Харисов – медицинский лабораторный техник. С «Белиссимо» его жизнь связана вот уже шесть лет.

– В свое время я не поступил в театральный, и так вышло, что пошел в медицинский. Мне пение помогает расслабляться. Выходишь на сцену, начинаешь петь и правда забываешь просто обо всем. Есть только ты, песня и зал, а проблемы отходят на задний план, – делится Альберт. – Наталья – прекрасный педагог. Мне, как и всему нашему хору, она много отдает. Подход есть к каждому из нас: она находит струнку, за которую нужно потянуть, чтобы получился хороший, качественный звук.

Наталья вместе с тем уверена, что если бы артисты не отдавались на сцене, зритель не был бы так заворожен.

В музыкальной жизни всех ответвлений «Белиссимо» не отнять и того неоспоримого факта, что для участников это – в том числе способ найти друзей и близких по духу людей. Особенно часто так бывает у детей. Сама Наталья тоже понимает – без них уже никуда.

– Часто мы хохочем на репетициях с мужским хором. Как пошутят, как пошутят – я и хохочу, а они рады стараться, еще больше начинают. Знаете, еще так забавно бывает, работяги же, когда приходят, обязательно надо поздороваться. Мы вот тут репетируем, а опоздавший заходит и начинает руку каждому жать. Мне поклонится в качестве приветствия. И еще так друг другу: «Игорь Николаевич, Андрей Александрович». Тут они себя в другом амплуа ощущают, приосаниваются.

Но видимая серьезность – тоже своего рода игра.

– В душе ведь – все равно дети. Шляпы с радостью надевают, усы как налепят, глаза выпучат и перед зеркалом позируют, спрашивают: «Ну, как я вам?»

Мария Злобина

Похожие новости
  • Источник вдохновения
  • Всмотрелись в «Отражение»
  • Танец начинается в голове
  • В Первоуральске состоится концерт «Достояние республики»