«Мой папа и в мирное время остался солдатом. Только на войне он выполнял приказы, а тут – просьбы людей», – с гордостью говорит Нина Витальевна Медведева, дочь Героя Советского Союза Виталия Васильевича Томиловских. Он прошел всю войну – с сорок первого по сорок пятый год. Его приказами стали битва за Ржев, форсирование Днепра, освобождение Германии. К счастью, не довелось ему остаться в темной воде той переправы, о которой писал Твардовский. Вот только рассказывать о том, что пришлось пережить на фронте, старший сержант, парторг Виталий Томиловских не мог… Просто не мог…
ПЕРЕПРАВА ВИТАЛИЯ ТОМИЛОВСКИХ
«Мой папа и в мирное время остался солдатом. Только на войне он выполнял приказы, а тут – просьбы людей», – с гордостью говорит Нина Витальевна Медведева, дочь Героя Советского Союза Виталия Васильевича Томиловских. Он прошел всю войну – с сорок первого по сорок пятый год. Его приказами стали битва за Ржев, форсирование Днепра, освобождение Германии. К счастью, не довелось ему остаться в темной воде той переправы, о которой писал Твардовский. Вот только рассказывать о том, что пришлось пережить на фронте, старший сержант, парторг Виталий Томиловских не мог… Просто не мог…
«Помню, как папу на фронт провожали»
Виталий Васильевич родился в Новоуткинске, отсюда был призван на фронт, и после возвращения домой остался в родном поселке. Здесь же живет и его младшая дочь Нина. С Ниной Витальевной мы и собрались на вспомин.
– Когда у нас в поселке проводят мероприятия – 9 Мая, 22 июня или когда открывали мемориальную доску на доме, где мы жили – меня просят рассказать о папе. Я начинаю с того, что когда он уходил, мне шел пятый год: «Помню, как папу на фронт провожали, бабушка с мамой сильно рыдали. Они-то знали, куда его провожали, а мы с сестрой, что такое война, даже не понимали», – начинает рассказ собеседница.
Добавим, что перед войной семья жила в поселке Осиногорка на двенадцать изб. Виталий Васильевич работал объездчиком Новоуткинского лесничества Билимбаевского лесхоза. Любил играть на гармошке, был веселым и открытым человеком. В июле сорок первого, когда мобилизовали, ему шел 35-й год. Виталий Васильевич собирался ехать в Москву, на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, как передовик – делиться опытом.
Да вот не вышло. И с той поры больше не придется взять в руки любимую гармонь: Виталий Васильевич будет контужен, после чего ему придется учиться заново говорить, речь вернулась лет через двадцать, а правая рука так и не восстановилась… Лошадку, с которой объезжал свой участок, реквизируют – для нужд армии… Когда ее уводили со двора, лошадь не хотела уходить, все мотала головой. Эту картинку из детства Нина Витальевна без слез вспоминать не может… Но это все случится через пять долгих лет… Она продолжает:
– Как в армию взяли, сначала направили в учебную роту. Вот простроили их, командир спрашивает: кто откуда, кем до войны работал? Папа отвечает, что лесником был. Командир тут и говорит, что люди из леса нужны. Направил в разведгруппу держать связь с подразделениями.
Так Виталий Томиловских оказался в стрелковом полку. Ратный его путь начался в пекле Ржева, там же его первый раз ранило. Он сражался на Западном, 1-м, 2-м и 3-м Белорусских фронтах. А свою первую боевую награду – медаль «За боевую отвагу» получил за Спас-Деменскую операцию. Как указано в приказе по 885-му стрелковому полку, «стрелок роты автоматчиков красноармеец Томиловский в боях с 9 по 20 августа 1943 года на территории Кировского района Калужской области смело уничтожал фашистов». Да, во всех наградных документах, включая представление к званию Героя Советского Союза, Виталий Васильевич указан как Томиловский.
Из документов же мы узнаем, что он стал уже командовать отделением стрелковой роты.
– Я как-то от папы услышала, что в армию добровольцами шли мальчишки мальчишками. Как бой начнется, они от ужаса кричат: «Мама!» И сколько гибло-то их… Приказ есть приказ, – добавляет дочь Героя Советского Союза.
В Новою Утку шли письма: сообщал, что жив-здоров, кто из боевых товарищей ранен, а кто погиб или считается пропавшим без вести…
Белорусский Ржев
С мая 1944 года 290-я стрелковая дивизия входила в состав 2-го Белорусского фронта. В составе 49-й, а затем 50-й армии участвовала в Белорусской стратегической операции «Багратион»: Могилевской (23-28 июня 1944 года), Минской (29 июня-4 июля 1944 года) и Белостокской (5 -27 июля 1944 года) наступательных операциях. Виталий Томиловских особо отличился в ходе Могилевской операции. Был награжден орденом Красной Звезды, о чем семью известил командир части: в письме отмечалось, что Виталий Васильевич проявил себя как истинный патриот. А к званию Героя Советского Союза он был представлен за форсирование реки Проня, притока реки Сож бассейна Днепра.
Проню потом назовут белорусским Ржевом. Есть у реки притоки, и весь район боевых действий представлял собой густую и сильно разветвленную речную сеть с широкими болотистыми поймами. Кровавые то берега… Глубина тактической обороны гитлеровцев была 15-20 километров, а общая достигала 60 километров. Главная полоса состояла из трех позиций, проходила в 300-500 метрах от реки по высотам и опушкам рощ. Перед передним краем немцы установили несколько рядов проволочных заграждений, рогаток, разного рода малозаметных препятствий. Все это прикрывалось сплошными противопехотными и противотанковыми минными полями. Перед проволочными заграждениями были отрыты глубокие канавы, заполненные водой. Все, даже самые небольшие, деревни враг превратил в опорные пункты и узлы сопротивления.
Гитлеровскую оборону пытались взломать с сорок третьего года, девять долгих месяцев, и только в сорок четвертом это удалось. Сорок человек за эту победу будут удостоены звания Героя Советского Союза… В честь этого несомненного успеха Красной Армии в Москве прозвучал салют 2 категории – из 20 залпов. Поясним, что самым почетным был салют в 24 залпа из 324 орудий, третьей – 12 залпов из 124 орудий.
Заметим, что командование всегда поручало уральцу выполнение трудных задач. Снова открываем наградной лист и узнаем, что Виталий Томиловских 23 июня 1944 года «при прорыве вражеской обороны первым форсировал реку Проня, вступил в бой с передовым отрядом немцев, 18 из них уничтожил, остальных принудил отступить. Этим дал возможность всему полку переправиться через реку Проня». А теперь пора предоставить слово очевидцу тех событий и, по всей видимости, сослуживцу Виталия Васильевича, минчанину И. Аверьянову, ветерану 290 стрелковой роты. Его воспоминания были опубликованы в газете «Под знаменем Ленина» к 40-летию Победы. Вот что здесь узнаем: «немцы не переставали обстреливать реку. Пули, вонзающиеся в днепровскую воду, казались крупными каплями проливного дождя. Но группа бойцов, вел которую парторг второй стрелковой роты 290 стрелковой дивизии В.В. Томиловских, взяла этот рубеж».
Всю ночь на отвоеванном у фрицев правобережном плацдарме солдаты отражали вражеские контратаки. К утру вся дивизия переправилась через Днепр и вошла в Могилев. В уличных боях Василий Витальевич показывал бойцам пример самоотверженности. Он всегда личным примером увлекал за собой в бой. Случилось так, что сержант Томиловских, выбивая фашистов из дома, вырвавшись на двести метров вперед, оказался отрезанным от своих вражеским самоходным орудием. Тяжелораненый, он не растерялся и продолжил неравный бой. Не попятился, когда полз на него «Фердинанд». Секунды… и танк, подбитый В.В.Томиловских, тяжело заурчал и загорелся».
– Папа потерял сознание, а когда очнулся, взял автомат и выстрелил в воздух. Наши солдаты его услышали и отправили в госпиталь, – переживает Нина Витальевна Медведева
В День Героев Отечества
А война между тем шла дальше… Оставалось дойти до Берлина… Позади уже была Польша. Вступили на землю Германии. Это был март сорок пятого. Отделение под командованием сержанта Томиловских проводило разведку и попало в западню. Сотня фрицев – и двадцать советских солдат. Заговорили вражеские минометы. Осколком разорвавшейся мины уральца ранило. Товарищи вынесли окровавленного командира, не зная, жив ли он. Томиловских был в коматозном состоянии.
– Московские врачи спасли ему жизнь. Там, в госпитале, папу учили говорить по слогам, – мы с Ниной Витальевной сдерживаем слезы. – Осенью его привезли домой. У него с правой стороны была вмятина, под розовой кожицей в коростах. Она постоянно пульсировала.
Виталий Васильевич упрямо учился жить. Ходил на рыбалку, хотя насаживать наживку одной рукой было то мучение. Купил лошадь и помогал односельчанам: кому сено привезет, кому – доски. А вот рассказывать о войне не мог: сразу начинал плакать…
– Когда отмечали сорок лет Победе, к нам из военкомата пришли, спросили, может, нужны хорошие лекарства, продукты, квартира. Папа от всего отмахнулся. Он всегда был человеком скромным, – с гордостью произносит собеседница.
В апреле 1986 года Виталия Васильевича не стало… В 2005 году главной площади Новоуткинска присвоили его имя. Шесть лет назад на доме по улице Партизан, где жила семья, установили мемориальную доску – в декабре. Открытие памятного знака приурочили ко Дню Героев Отечества. Мороз стоял градусов сорок. Но пришел чуть ли не весь поселок…
Наталья Подбуртная
Фото Максима Кравчука, из архива редакции, с сайтов: рцпв.рф, victorymuseum.ru