БОЛЬШАЯ ВОЙНА МАЛЕНЬКОЙ АНАСТАСИИ категория: Общество / Школьный квартал,12-05-2017, 15:19, Все без исключения знают, какой ценой советскому народу досталась победа в этой безжалостной войне. Но не стоит забывать – война шла не только на фронте, но и в тылу. И своим трудом каждый приближал ее, как мог. Горькую чашу пришлось испить и детям. В годы […]
БОЛЬШАЯ ВОЙНА МАЛЕНЬКОЙ АНАСТАСИИ
Все без исключения знают, какой ценой советскому народу досталась победа в этой безжалостной войне. Но не стоит забывать – война шла не только на фронте, но и в тылу. И своим трудом каждый приближал ее, как мог. Горькую чашу пришлось испить и детям. В годы войны они быстро взрослели и в свои 10-14 лет четко осознавали причастность к судьбе Родины, считали себя ответственными за ее судьбу, старались ни в чем не уступать взрослым. Мне посчастливилось жить по соседству с одной из таких людей. Анастасия Алексеевна Бобылева – труженица тыла. И сегодня она рассказывает о своем военном детстве.
– Анастасия Алексеевна, где застала вас война? Какие чувства вы испытывали?
– Проживали мы в Курганской области, в деревне Петропавловка. В 1941 году, когда я окончила 5 класс, мамина подруга забрала меня к себе на лето, чтобы я помогала сидеть с детьми. Воскресенье, 22 июня. Погода стояла солнечная, как сейчас помню. На полях только закончилась посевная. Мы все готовились к большому празднику по этому поводу. Ничто не предвещало беды. И вдруг по радио сказали: «Война началась». Тринадцать лет мне было. Первые эмоции – страх. Страх за Родину, за людей, за все…
– Какие были условия жизни?
– Тогда хлеб был на вес золота! На руки нам, детям, выдавали лишь по 200 граммов в сутки. Работающим мужчинам полагалось по 500 граммов. Но это в зависимости от работы. Иной раз, когда работа уж больно тяжелая была, могли выдать до 1 килограмма. Супы варили очень жидкие, всего 20 граммов пшеницы на одну тарелку. Тяжело было…
– Из вашей семьи кто-то ушел на фронт?
– Отец мой еще до войны умер. Он работал в горячем цеху, где и подорвал здоровье. Мне тогда всего 8 лет было. А потому на фронт ушел только старший брат.
– А как относились друг к другу люди в то время?
– Холодно, голодно жили. Всякое бывало. Но отношения между людьми были очень добрыми. Все понимали – тяжело всем, а потому, как могли, помогали друг другу. Можно было обратиться за помощью к любому и никогда не встретить отказа, обязательно помогали. В тылу и стар и млад принимались за любую работу. Понимали, что для отдыха нет ни времени, ни места. Победу приближать надо.
– А ведь еще и учиться надо…
– Нет, времени на это не было совершенно! В 16 лет, как паспорт получила, устроилась работать. Сначала – в столовую: чистила картошку, баки мыла. Зимой на лесозаготовках принимала и отмечала древесину. Ближе к лету отправлялись на работу в поля, на огороды. Там-то бригадир наш и научил меня, как лошадью править да поле боронить. В 1943 году с другими ребятами работала на разгрузке соли и муки. По две тонны привоз был. Вот мы и таскали эти две тонны весь день. Мешками таскали. Нужно было мешок из вагона скинуть и на телегу с лошадью перенести. А от вагона до повозки-то – целых 5 метров! А мешки-то по семьдесят килограммов были! Ох, и долгими казались мне эти пять метров… Помню, таскали мы муку, а у меня спину перекосило от такой тяжести. Разогнуться не могу совсем. Ну, что делать, отправили меня в госпиталь, да три дня выходных дали, больше нельзя. Тогда я радикулит-то и заработала. Летом по двадцать километров от деревни пешком ходили на покосы: косили, гребли, метали. Да, трудное время было, учиться некогда, да и школ-то у нас поблизости не было. Вот по шесть дней в неделю и работали! А в 1944 году перевели меня на новую работу – в пекарню. Пекли хлеб, сушили сухари. Целый месяц стояли мы на ногах, резали буханки на ровные, тонкие кусочки: ни больше, ни меньше. Сушили в печах и складывали в мешки. А потом эти мешки отправлялись на фронт.
– Что бы вам хотелось сказать или посоветовать нынешней молодежи?
– Современные подростки одеты, обуты, сыты. А все равно говорят, что плохо живут! А в военные годы мы как жили? На жидких супах да иной раз обувок не было. И не шибко жаловались. Понимали – война. Раньше люди были добрее друг к другу. А сейчас что? Единицы остались, к кому можно обратиться за помощью и кто поможет просто так. Хочу сказать каждому молодому человеку: цените то, что у вас есть, относитесь друг к другу по-доброму и помните тех, благодаря кому вы сегодня живете.
Четыре долгих года шел наш народ к своей Победе. И этот день пришел. С каким нетерпением ждали его люди. Идут годы, растут новые поколения, но память о народном подвиге не меркнет. Воспоминания о тех грозных событиях хранятся в памяти нашего народа, а в семейных архивах – фотографии бойцов, письма, благодарности, ордена и медали… Все это заставляет каждого из нас быть достойными памяти ветеранов, с честью носить их фамилии и уважать подвиг наших предков.
Мария Хлебникова, школа №12