logo

ПОЧЕМУ ВАЖНА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ?

02.09.2021

Сегодня очень много внимания уделяется профориентации: профориентация школьников, профориентация студентов, даже образовательные программы детских дошкольных учреждений не обошли вниманием столь важное направление деятельности психологов, педагогов и профориентологов. Но реалии жизни показывают, что ежегодно тысячи студентов заканчивают учебные заведения – вузы, колледжи, техникумы, и только лишь небольшой процент выпускников работает по специальности. В масштабах страны – это очень большая проблема, в первую очередь для работодателей, системы образования и самих выпускников, ведь время вспять не повернуть и годы жизни не вернуть.

ПОЧЕМУ ВАЖНА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ?


Сегодня очень много внимания уделяется профориентации: профориентация школьников, профориентация студентов, даже образовательные программы детских дошкольных учреждений не обошли вниманием столь важное направление деятельности психологов, педагогов и профориентологов. Но реалии жизни показывают, что ежегодно тысячи студентов заканчивают учебные заведения – вузы, колледжи, техникумы, и только лишь небольшой процент выпускников работает по специальности. В масштабах страны – это очень большая проблема, в первую очередь для работодателей, системы образования и самих выпускников, ведь время вспять не повернуть и годы жизни не вернуть.

В чем же причина столь неэффективной деятельности большого количества специалистов и почему спрос на рынке труда не может быть полностью перекрыт предложением высококлассных кадров. Попробуем переосмыслить весь процесс выбора профессии будущими студентами, выпускниками учебных заведений и граждан, которые хотят что-то изменить в своей жизни, но не знают, с чего начать.

В настоящее время на рынке труда востребованы такие профессии, как водитель автомобиля, воспитатель, врач, средний и младший медицинский персонал, инженер, повар, работники торговли, бухгалтер, слесарь-ремонтник, токарь, сварщик, электромонтер. При этом большое количество выпускников учебных заведений после завершения обучения не готовы работать по полученной профессии. Причинами являются разочарование и нежелание работать по полученной профессии, отсутствие опыта работы и отказ трудоустройства на смежную профессию для того, чтобы наработать опыт на предприятии. Если задуматься, что для получения той или иной профессии человек затратил от двух до шести лет своей жизни и в дальнейшем полностью разочаровался в ней, не стал трудоустраиваться и полностью потерялся при выборе дальнейшей карьерной траектории, то получается, что эти годы он просто «выбросил» из своей трудовой жизни. А ведь мог уже чего-то достичь на деловом поприще в другой сфере деятельности…

Причиной данных карьерных неудач и является неправильный выбор будущей профессии. Это еще хорошо, если человеку 20-25 лет, еще не поздно что-то изменить, а если люди старшего возраста понимают, что десятилетиями занимались нелюбимым делом из-за того, что родители настояли на данном обучении, или пошел обучаться за компанию с друзьями, или просто туда, куда взяли. Никогда не поздно что-то поменять в жизни, все изменения к лучшему.

Если рассмотреть процесс принятия решения «куда пойти учиться» у среднестатистического выпускника школы, то сводится все примерно к следующему: не знаю, что хочу (устал уже учиться) – родители настаивают на офисной карьере (нечего пыль на производстве глотать) – друзья собираются поступать обучаться на менеджера, юриста, экономиста, бухгалтера… (это хоть понятные профессии какие-то, а то вот что такое слесарь КИПиА или токарь, совсем непонятно) – пойду туда, где возьмут с моим проходным баллом за ОГЭ, ЕГЭ (лишь бы куда-нибудь зачислили, чтобы год не терять) – главное, что есть бюджетные места и не очень высокий конкурс на место (родители не собираются платить за мое обучение)… Такой выбор будущей профессии происходит практически в каждой второй семье нашей страны. Затем будущие студенты «тянут лямку» обучения несколько лет: без энтузиазма, без желания развиваться и узнавать что-то новое, а самое основное – без желания работать в будущей профессии. Теперь попробуем посчитать, какой убыток получает государство: вся система образования, система занятости, в том числе и работодатель (ведь этого горе-студента нужно будет переучивать, а мог бы уже пойти работать), а самое главное – сам человек. Отсюда и разочарование в трудовой деятельности, обучении и в принципе в жизни.

Осознанный выбор будущей профессии решает практически все вышеперечисленные проблемы: учиться интересно, полезно, а главное – выгодно, ведь человек с «горящими» глазами и качественными знаниями трудоустраивается стопроцентно, а опыт будет наработан, для специалиста это не составит труда. От того, каким специалистом в будущем будет ребенок, очень многое зависит от семьи: как родители сами удовлетворены своим выбором профессии (специальности) и работой, что они говорят о труде в целом, как адаптируют ребенка к труду на протяжении всего времени взросления, как реагируют на увлечения ребенка, а самое главное – насколько хорошо знают своего ребенка как личность. Уже с малых лет, если воспитание в младшем возрасте было организовано правильно, ребенок начинает проявлять свою профессиональную направленность на основе тех качеств, которые были даны при рождении. Ребенок рождается уже личностью, со своим темпераментом и психотипом. В связи с тем, что у каждого человека головной мозг развивается неоднородно, ребенок начинает обладать интеллектом с набором относительно независимых способностей, которые определяются степенью развития того или иного участка мозга, поэтому у одних людей ярче проявляются склонности к математике и логике, а у других – к творчеству и искусству. Уже на данном этапе, примерно лет в пять-шесть, можно предсказать интересы и увлечения в подростковом и юношеском возрасте. Если на ребенка не будет оказываться давление со стороны взрослых или школы, а только поддерживаться и направляться развитие его увлечений, то в выпускном классе не возникнет необходимости работать с психологом и определять будущую профессию обучения.

Но мы живем в социуме, где кроме самого ребенка и его семьи есть еще влияние ровесников, спрос и предложение на рынке труда, развитие рынка образовательных услуг. Учесть все это, соотнести все параметры и сделать прогноз востребованности профессии на рынке труда через несколько лет сможет помочь сделать только профессионал. Ведь если, например, ребенок с малых лет обучался игре на скрипке и в будущем видит себя только в оркестре, то нужно понимать, что в городском округе Первоуральск это будет не реализовать, поэтому человек должен быть готов к смене места жительства, возможно даже за пределами Свердловской области.

Соотнести свои желания, возможности и интерес всегда поможет профориентация. Профориентация поможет расставить приоритеты, понять потребности и ожидания, поможет преодолеть страхи при выборе будущей профессии с учетом востребованности на рынке труда и перспективы дальнейшего трудоустройства. Важно это сделать как можно раньше, чтобы в дальнейшем не пожалеть о своем выборе.

Первоуральский центр занятости оказывает услуги по профессиональной ориентации для взрослых и детей с 14 лет. В целях диагностики используются различные методики, включая проведение компьютерного профориентационного тестирования с учетом возраста, образования и наличия свободного времени. В работе используются также бланочные методики, а в результате индивидуальной консультации с профконсультантом выбор будет сделан в пользу интересной, востребованной и наиболее привлекательной профессии. Услуга оказывается бесплатно, для ее получения достаточно предоставить только паспорт.

Записаться на профориентационное тестирование можно по адресу: ГКУ «Первоуральский центр занятости», ул. Береговая, 48, офис 12, 13 или по телефону: 8 (3439) 22-12-28 (доб. 104), 8-967-908-73-87.

На правах рекламы

Похожие новости
  • НОВЫЕ КАДРЫ ДЛЯ ПЕРВОУРАЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ
  • Пятерке лучших – стипендия губернатора
  • 225 выпускников станут студентами образовательной программы «Будущее Белой металлургии»
  • Группа ЧТПЗ и ЮУрГУ подписали дорожную карту по взаимодействию