logo

Баннер на главной

В ПДХШ открылась выставка «Коллаборация 2022»

03.02.2022

«Коллаборация 2022» – так называется новая выставка, открывшаяся в Первоуральской детской художественной школе. Экспозиция собрала более 30 работ, их авторы – преподаватель ПДХШ Юрий Лопаев и его ученики.

В ПДХШ открылась выставка «Коллаборация 2022»


В ПДХШ открылась выставка «Коллаборация 2022»

«Коллаборация 2022» – так называется новая выставка, открывшаяся в Первоуральской детской художественной школе. Экспозиция собрала более 30 работ, их авторы – преподаватель ПДХШ Юрий Лопаев и его ученики.

Дебют и опыт

Коллаборацией, как известно, называют совместную деятельность. Идея организовать подобную выставку кажется художнику и преподавателю Юрию Лопаеву вполне естественной и логичной. Поскольку любой творческий результат – это, прежде всего, и есть совместная деятельность , взаимодействие преподавателя и ученика. В этом процессе происходит и объяснение материала, и поиск решений. И порой как итог – такая выставка. Критерии оценки и отбора работ просты.

В ПДХШ открылась выставка «Коллаборация 2022»

– Обычно я ставлю «5» тогда, когда это выставочные работы. Такие, которые хочется разглядывать. А если хочется разглядывать, значит, получаешь положительные эмоции. Это самое важное, – считает Юрий Лопаев.

На «Коллаборации 2022» – работы Юрия Лопаева и в основном итоговые работы учащихся 4 класса. Еще керамика учащихся 1 и 2 классов. Здесь многообразие жанров и материалов – натюрморт, портрет, пейзаж, скульптура, воплощенные в акварели, масле, гуаши, пастели и керамике.

В ПДХШ открылась выставка «Коллаборация 2022»

Примечательна выставка тем, что объединила работы опытного художника и тех, кто презентует свои картины впервые. Стоит добавить, что опыт Юрия Лопаева в профессии – порядка 40 лет. Почти все это время Юрий Николаевич участник выставок – областных, зональных, республиканских и международных. А его картины находятся в государственных музеях, частных коллекциях в России и за рубежом.

Еще одна особенность выставки – работы в смешанной технике.

– Это около 50% работ. Смешанная техника подразумевает, что в работе использованы сразу несколько материалов. Одновременно акварель, гуашь, пастель и, может быть, даже цветные шариковые ручки. Это обогащает технику. Для выделения главного в картине и передачи эмоционального состояния автора важно уметь пользоваться всеми материалами, – пояснят преподаватель. – Но ребята уже взрослые, по 14-15 лет, поэтому они сами выбирали технику для итоговойработы. Но мы, конечно, советовались, так как в работе нужно изначально видеть конечную цель, чтобы потом к ней прийти, а у них на этом этапе еще с этим сложно.

В ПДХШ открылась выставка «Коллаборация 2022»

Так, презентуя выставку, Юрий Лопаев обратил особое внимание на один из портретов. Это работа учащейся 4 класса ПДХШ Анастасии Меньшовой. Преподаватель отмечает, что процесс был непростым, но результат получился хорошим.

– Картина написана акварелью, я работала над ней месяц, – делится учащаяся художественной школы. – Сначала делали эскиз карандашом, прорабатывали все детали. И когда результатом была довольна, стали переносить на большой формат. Далее – заливка цветом, чтобы определить, где какой. Такие яркие контрастные цвета – красный, синий – я выбрала сама, мне показалось это очень интересной идеей. Хотела сделать картину яркой и запоминающейся. Мне не очень сложно работать над портретами, хотя есть свои нюансы – работа со светом и тенью, но если разобрать портрет по пропорциям, все становится понятно.

Картина из-за одного мазка

Для создания особого настроения портрета Анастасия Меньшова обратилась к контрасту цветов. Но еще инструментом воздействия на зрителя может стать и сам материал, его текстура или даже размер мазков.

Так, например, в работах Юрия Лопаева, представленных на выставке, прослеживается, что чаще он «говорит» со зрителем широкими мазками. Почему?

– Когда я начинаю работу, сложно сказать, что будет в итоге. Начиная пейзаж, никогда не знаешь, какой куст, дерево или дом войдет в него. Я смотрю и размышляю: что же тут может привлечь зрителя? – рассказывает художник. – Чтобы создать образ, нельзя делать «фотографию». Она имеет определенную одухотворенность, но, как правило, там показано практически все. От объектива ничего не может скрыться. А художник может что-то вообще не показывать, и так он выделяет то, что ему нравится. Управляет процессом, а затем и взаимодействием художника и зрителя.

В ПДХШ открылась выставка «Коллаборация 2022»

Юрий Николаевич подмечает, что то же самое относится и к материалам. Наметив сюжет, художник сразу может понять, с помощью чего его можно воплотить: пастель, акварель или мел. Критерии – интуиция и опыт.

– Иногда бывают от зрителей вопросы: «Почему написали маслом? Написали бы в акварели – вот было бы совсем по-другому!» Вот масляная живопись помогает раскрывать особенности, подчеркивать объем. Иногда даже приходится накладывать сантиметровый слой краски, чтобы показать конкретный мазок, что именно он важен для меня. Именно он – самый крупный и самый большой, что я писал из-за этого мазка, из-за этого цвета. Хотя если его взять отдельно – он вообще ничего не будет выражать, но во взаимодействии со всем остальным он работает так, что человеку нравится картина, и он не может понять почему. А убери мазок, и она уже не работает…

Мария Злобина
Фото Андрея Попкова

Похожие новости
  • В художественной школе открылась новая выставка – «Юбилейная»
  • В ПДХШ открылась выставка «Академическая школа»
  • В художественной школе открылась выставка «Натюрморт»
  • ХУДОЖНИК – КАК ШАХМАТИСТ, ТОЛЬКО ХОДОВ У НЕГО БОЛЬШЕ