logo

ЗДРАВСТВУЙ, САШКА!

21.03.2020

В календаре дат Победы одна – уральского закала. 11 марта – День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса. Немцы его еще называли «дивизией черных ножей». Мы отправились в Дегтярск, к Сашке. Так зовут танкиста, что «живет» в музее местной школы №30.

ЗДРАВСТВУЙ, САШКА!


В календаре дат Победы одна – уральского закала. 11 марта – День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса. Немцы его еще называли «дивизией черных ножей». Мы отправились в Дегтярск, к Сашке. Так зовут танкиста, что «живет» в музее местной школы №30.

По пути красных следопытов

Школа построена на том месте, где в 1943 году дислоцировался штаб 29-й мотострелковой бригады УДТК. Так что появление музея было закономерно, как и знаменитого поискового отряда «Рокада». При этом тридцатая получила почетное звание имени 10 гвардейского УДТК только в новом веке, чуть больше десяти лет назад.

Как раз с того, как появились музей и «Рокада», и началась наша экскурсия. Ее ведет руководитель музея и отряда Елена Соловьева, Почетный гражданин Дегтярска. И выпускница школы.

ЗДРАВСТВУЙ, САШКА!

– В шестьдесят пятом году к нам приехали ветераны корпуса, чтобы поделиться воспоминаниями. Как раз в то время стали широко говорить о Победе, о ее значимости. Год спустя в память о 29-й мотострелковой бригаде решили пройти командами красных следопытов, так это тогда называлось, по всему боевому пути корпуса – от Орловско-Курской дуги до западных границ страны. Добавлю, что 9 Мая танкисты встретили в Праге, – поясняет Елена Борисовна.

Всего в пору пионерии и комсомола, продолжила руководитель, красные следопыты совершили 29 походов. Пройден весь боевой путь УДТК. Были очень интересные встречи, найдены уникальные экспонаты, документы. Это и стало основой школьного музея боевой славы. История же «Рокады» начинается в 1991 году. «Рокада», поясним, это дорога вдоль линии фронта. Елена Борисовна чуть отступает от темы:

– Поисковики – это удивительные люди. В стране меняется строй, казалось бы, непонятно, как жить. А возникает поисковое движение как ответ попыткам переписать историю. Так же появился и «Бессмертный полк», когда стали звучать разговоры, что Победы не было. Я всегда говорю, что патриотизм не наследуется, а воспитывается и формируется в результате конкретных действий. Миссия нашего музея здесь, на месте, среди шестисот детей и подростков, которые учатся в школе, не менее важна, чем выезд в экспедиции. Ежедневная работа музея – это борьба за души, сердца, память.

В блиндаже

Мы разговариваем стоя на пороге блиндажа. Нас встречает танкист. Его зовут Сашка. Есть негласное правило: когда заходишь в музей, надо поздороваться с Сашкой. Если есть желание и ты хочешь, чтобы оно сбылось, надо прикоснуться к колену танкиста. Похоже, примета работает, форма явно протерта. Время словно замерло.

– Блиндаж у нас появился несколько лет назад, когда была реконструкция музея. Сашку мы не воспринимаем как муляж. У него есть своя история. Мы работали в Карелии, поднимали останки солдат, воевавших в советско-финскую войну. К нам подошел студент и сказал, что он уезжает и оставляет нам Сашку. Так он назвал бойца, чьи останки не успел поднять. Сашкой назвал, потому что на черенке ложки, найденной в голенище сапога, были инициалы «С.А.», – рассказывает Елена Соловьева. Ребята придумали историю, кем был Сашка. Что было ему 20 лет. Что его убил финский снайпер. Что яму, куда сбросили его и других погибших товарищей, прикрыли глыбой. И Сашка ждал 72 года…

Поэтому, продолжила Елена Борисовна, когда в музей прибыл на службу «солдат», то сразу было ясно, как его назвать. Но это еще что.

– Через неделю к нам приехала группа, которая создавала музей, и первым делом спрашивают: «Как наш Сашка?» Сказать, что мы удивились, мало. Они не могли знать, какое имя выберем для танкиста, – Елена Борисовна знает, что если занимаешься поисковой работой, подобные истории – обычное дело. – Сашке, похоже, у нас понравилось. Видите, кубы с землей? Мы это место в музее называем мемориалом, здесь хранится земля с тех мест, где воевали уральцы-добровольцы. Так вот, каждое утро крышки кубов оказываются сдвинуты. Как говорят ребята, это Сашка по ночам из своего блиндажа встает, и из этой земли он черпает силу.

Елена Соловьева, руководитель поискового отряда «Рокада» школы №30:
– В прошлом году наш отряд работал в окрестностях станции Поныри Курской области. Хлебное поле. Нашли останки двух солдат, но не можем пока понять, немцы или наши. И тут раздается звонок, нам зачитывают по громкой связи письмо, оно было на обратной стороне вкладыша в солдатский медальон: «Товарищ боец или командир, если ты нашел этот медальон, значит, я погиб. Не затруднись, передай моей любимой Наде, что до последнего момента я думал о ней. А если тебе некогда, то я не обижусь. Продолжай гнать фашистов с нашей земли, чтобы не осталось ни одного Ганса». И тут мы находим личные вещи солдат… и понимаем, что это немцы. У одного медальон целый, значит, числится пропавшим без вести. Ребята сидят на краю раскопа в шоке: мы же ехали за нашими солдатами! Я и говорю: «В письме же сказано, чтобы ни одного Ганса не осталось в нашей земле. Вот мы и должны их убрать. Чтобы не есть хлеб, замешанный на останках немецких солдат». Медальоны передали, выяснилось, что Гансам было по 18 лет. Ребята еще два дня обсуждали случившееся.

Сашка, действительно, несет службу. Елена Борисовна по своему опыту знает, что лучший способ Рассказать о войне – это сделать так, чтобы услышанное воспринималось через личное переживание. Для чего учитель ищет, по ее словам, крючочки. Елена Борисовна протягивает кусок брони Т-34. Тяжелый… черный… с краями-ранами…

– Фрагмент брони – его привезли из-под Сталинграда мои друзья из поискового отряда «Разведка». Казалось бы, как это связано с историей корпуса? Но привязка есть. 16 января 1943 года в газете «Уральский рабочий» появляется обращение о формировании танкового корпуса. Сталинградская битва, успехи нашей армии сподвигли уральцев на создание корпуса, – руководитель музея в прямом смысле держала войну в своих руках. – Наш отряд и мои друзья-разведчики работают по всей линии фронта, то и экспонаты у нас со всей линии фронта. Поэтому когда ты говоришь, например, о блокаде Ленинграда, я могу показать листовки, которые разбрасывали немцы, мол, город погибнет, спасайтесь, и вот вам пропуск. Если я рассказываю о битве за Москву, то могу показать противотанковые мины, они привезены оттуда.

Крючочки

Порой «проводником» служат фильмы или даже… компьютерные игры.

– Первым Героем Советского Союза в УДТК стал Григорий Чесак, его экипаж выступил против девяти «Тигров». Троих подбили, остальные, испугавшись сумасшедшего русского, ретировались. Для детей это ничего не говорило, пока не вышел фильм «Т-34». И тогда ребята смогли понять, какое мастерство требовалось от экипажа. Кто играет в «танчики» и знает характеристики боевой машины, тем тоже проще представить, какой героизм и мужество требовались, – делится Елена Борисовна.

Крючочком нередко служит история семьи. Музей (и «Рокада» само собой) помогает ребятам установить судьбу прадеда или место его захоронения. Приятно потом видеть, как подростки после гордятся своими прадедами. Как-то одна девочка попросила выяснить судьбу прадеда. Человек оказался поистине героический. Поисковики его даже называли «охотником на «Тигров»: все его награды – за подбитых немецких «хищников».

– По моим стопам пошла дочь, она учится на истфаке в педагогическом университете. Ездила со мной в экспедиции. Поисковой работой занимается и сейчас. Защитила грант – на открытие сайта Книга Памяти Дегтярска, – говорит Елена Соловьева. – В результате мы установили дегтярцев, воевавших в годы войны, чьи имена не значатся на мемориале. Это 61 человек. Город наши данные принял, и 9 Мая установят плиту с дополнительным списком.
Как говорит Елена Борисовна, она не смотрит фильмы о войне, слишком хорошо представляет, о чем идет речь. Что сказать поколению 21 века, когда Сталина приравняли к Гитлеру?

– В учебниках истории не проходят генеральный план Третьего рейха «Ост» по этническим чисткам в Восточной Европе и СССР после победы над СССР и немецкой колонизации. Но у нас в школе ребята о нем знают. Если бы не наша страна, то нас бы уже не было как народа. Вот и все, – убеждена Елена Соловьева. – Я категорически не приемлю сокращение «ВОВ», считаю неуважением. Нет ВОВ – есть Великая Отечественная.

Наталья Подбуртная

Похожие новости
  • Новый фильтр 
и расширение 
учебных мест
  • Лента, связавшая поколения
  • Хоккеисты «Уральского трубника» отправились в Новоуральск
  • «А если умру, то без трусости»