Кодекс джиперов
ПУТЕШЕСТВИЕ-ЭКЗАМЕН. НА ПРОЧНОСТЬ
Сегодня, уважаемые читатели, мы хотим познакомить вас с не совсем обычной разновидностью туризма. Здесь важно, с кем и на чем добираешься до пункта назначения, и чем сложнее путь, тем интереснее. Это все относится к выходным в стиле 4х4, которые пропагандирует клуб «Апекс». Не так давно дух приключений привел их в деревни Илим и Сулем.
Кодекс джиперов
Обозначение 4х4 значит, что в дорогу лучше всего отправляться на полноприводной машине. Иначе увязнешь. Кто знает, что там, за поворотом, вряд ли это будет асфальт.
– В самом деле, многие не знают, как интересно провести свободное время. Дома не хочется, просто съездить в Екатеринбург – тоже не то. А здесь прекрасная возможность побывать там, где, возможно, не был, познакомиться с новыми людьми. И даже проверить себя, – улыбнулся активист клуба, гонщик Расим Ахмадуллин.
Что принципиально, выходные с долей адреналина от спортивно-технического клуба «Апекс» отличаются от поездок в стиле «эх, погуляем!». Джиперы, которые развивают это направление, следуют негласному кодексу. Если готов следовать правилам, то тебе с ними по пути. Суть этого кодекса проста: незачем пакостить природе, хватит и того, что ее пропахивают колеса машин. Расим Ахмадуллин напоминает истины, которые для джиперов и их соратников приравнены к ПДД:
– Я приведу основные пункты, весь перечень можно найти на страницах нашего клуба. Итак, все, кто собрался во внедорожную поездку, должны отдавать себе отчет в следующем. Путешествие является развлекательным мероприятием. Выезд на природу подразумевает отсутствие асфальтового покрытия. Сложность трассы и ваше желание «проверить» себя и машину может принести ущерб технике, оценивайте свои силы! Если же вдруг поняли, что переоценили свои возможности, не стоит уходить в «самоволку», предупредите организаторов.
Во время следования, продолжил собеседник, необходимо видеть не только автомобиль, находящийся перед вами, но и автомобиль, идущий за вами! Если потеряли из вида того, кто шел за вами, притормозите, пока компаньон вновь не окажется в зоне видимости. Это – основа безопасности. Кроме того, если кто-то застрял, а это на бездорожье – обычное дело, значит, команда дружно помогает его вытаскивать. Потом, когда пленника топи благополучно вытаскивают на сушу, операции «Освобождение» становятся одним из самых обсуждаемых и запоминаемых моментов поездок. У джиперов их набралась уже коллекция. Расим знает по себе. Он вместе с товарищами как раз занимается тем, что испытывает маршруты для трофи. Так что следующий пункт этики логичен: на маршруте действует сухой закон.
Само собой, экологичным должно быть поведение и на привале.
– Мы не оставляем мусор в лесу. Весь привезенный и образовавшийся на месте привала, лагеря или ремонта мусор увозим с собой. Если экипаж нарушил это правило, то он больше не участвует в мероприятиях клуба, – обозначил Расим Ахмадуллин.
К счастью, подобных нарушителей не было. Напротив, идея «Апекса» позволила объединить единомышленников. Причем наличие машины не является главным условием. «Безлошадных» тоже приглашают. Если у кого-то в машине есть свободное место, берут пассажиров. Первой обкаткой специального предложения от джиперов стала поездка в окрестности Пильной, состоявшаяся в октябре. Поверьте, приключений и в черте города хватает.
Ржавая барка Илима
Удачный тест вдохновил продолжать движение. Следующая экспедиция уже выехала за пределы городского округа. Джиперы отправились к нашим побратимам по реке Чусовая: в село Сулем, известность которому обеспечил музей под открытым небом и заброшенный поселок Илим. А заодно включили в свое братство известного фотографа Александра Галицких. Александр любит путешествовать по родному краю, а тут представилась возможность побывать там, куда на обычных «пузотерках» не добраться. В итоге коллекция пополнилась не только великолепными пейзажами. Так, можно увидеть, как УАЗ штурмует вброд ледяной Илим, толщина ледяной корки местами доходила до 10 сантиметров. Всего за поездку экипажи преодолели 300 километров. Как потом сказали организаторы, приключения экипажи создали себе сами. Проехали часть дороги по легкому бездорожью и даже преодолели брод, ломая лед бамперами своих автомобилей, словно ледоколы. Погода на выходные выдалась морозная, но это не испугало участников поездки: свободных мест в автомобилях не было.
Как продолжил собеседник, эти точки на карте Свердловской области привлекли не только своей относительной близостью (по меркам джиперов), но и историей. Она, действительно, богатая. Итак, добро пожаловать в Илим!
Поселение возникло в XVIII веке. Своим названием обязано речке, в устье которой и появилось село. Первопоселенцами Илима стали выходцы из Подмосковья и Поволжья. По воспоминаниям старожилов, в основном это были ссыльные и «политические», сбежавшие из тюрем, да крепостные – демидовским заводам всегда не хватало рук. В 1720-е годы здесь появилась Илимская казенная пристань.
– Она хорошо сохранилась и напоминает скошенную букву «п». Находится у подножья камня Илимский, еще одной местной достопримечательности, – добавляет Александр Галицких.
Пристань разбудило село. Реку Илимку запрудили, на плотине поставили пильную мельницу. Здесь было крупное плотбище, строились барки для Гороблагодатского горнозаводского округа. Илимское являлось волостным центром, к которому были отнесены деревни Романова, Волегова, Мартьянова, Сулем и Кашка. Сейчас из них существуют только две – Сулем да Мартьяново. Илим пережил два страшных пожара. А в 1970-м опустел. Лишь одна жительница Антонида Алексеевна не захотела покидать родных мест. Частыми гостями у нее были рыбаки, охотники, туристы, а однажды даже зашел волк, но старушка не испугалась и проводила «гостя» со словами: «Иди, батюшка, иди!». В 90-е годы бабу Тоню забрали в Нижний Тагил дети.
Сейчас от прежнего поселения осталось лишь кладбище, памятник селу да часовня. Памятник, как говорят первоуральские путешественники, представляет собой стелу, увенчанную символической баркой. Под ней подвешена ржавая пила. На памятнике лежат металлические предметы, найденные здесь во время раскопок. Грустное зрелище…
В гости к Павлу Гилеву
Едем дальше, в село Сулем. Оно стоит на обоих берегах Чусовой в 135 километрах от камня Собачьи ребра ниже по течению. Основано в 1735 году как пристань для Невьянского завода. Основная часть села расположилась на высоком правом берегу. Левобережная часть появилась в начале XX века. Село получило народную известность благодаря двум фамилиям. Именно здесь жил воспетый в чусовских легендах богатырь Василий Балабурда, о котором существует масса забавных историй. О Василии написал рассказ писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк. Приезжим показывают камень, которым силач любил подпирать двери кабака и не убирал до тех пор, пока его не угощали выпивкой. Этот «камешек» теперь – один из экспонатов музея под открытым небом, созданный на одном энтузиазме в 1985 году местным краеведом Павлом Гилевым.
– Объекты музея никак не огорожены, доступ совершенно свободный для всех добрых людей. Здесь можно увидеть оригинальные памятники, лоты, образцы продукции демидовских заводов, мельничный жернов, лиственничное бревно с плотины и многое другое. Представлены и предметы советского времени: остовы и узлы сельскохозяйственной техники, косы, пилы. На берегу Чусовой собрана металлическая арка, увенчанная изображением барки с потесями. С нее на цепях свисают настоящие чусовские лоты, использовавшиеся для снижения скорости барки на опасных участках, а по центру – большой якорь, – перечисляет сулемские диковины путешественник.
Рядом стоит «ладья», собранная из различных металлических предметов. На ней можно прочесть надписи на тему развала СССР. Поблизости возвышается большая деревянная скульптура – «Софья Свояк». Есть здесь и старая могильная плита с надписью «Епитафия. Здесь похоронено тело коллежского секретаря Михаила Васильевича Борисова. Помер декабря 1 дня 1814 года на 68 году». Однако в этом месте никто не похоронен. Плита привезена сюда из урочища Илим.
Словом, первоуральцы проторили еще одну туристическую тропу.
Как добраться
До Сулема общественный транспорт не ходит. Поэтому есть два варианта: либо во время сплава, либо доехать. Из Екатеринбурга следовать по Серовскому тракту, повернуть на Черноисточинск. Не доезжая до Усть-Утки, свернуть налево по указателю на Сулем.
GPS-координаты музея под открытым небом в Сулеме: N 570 31.837/; E 590 07.772/